Основы проектирования электронных средств

Симметрия - принцип организации элементов ко .\июзиции, основанный на правильном их размещении вокруг центра или оси. Симмефичная композиция применяется обычно для подчер­ кивания статичности изделия (гидрогенератор, электроплитка, пульт управления), асимметричная композиция - д:1Я подчеркива­ ния динамичности изделия (злектротранспорт). В художественном конструировании сформулированы ос­ новные требования к форме изделия как к целому: • Форма всякого изделия должна быть законченным целым, упорядоченной и не содержащей элементов или частей, противоре­ чащих функциональному назначению и технико-экономической основе изделия. • Система построения формы изделия как заверщенного целого должна основываться на взаимоотношении главных и вто­ ростепенных элементов; создать форму изделия как подлинно гармоничное художественно-техническое произведение - значит найти единсгво между главным и второстепенным, между целым и частью, между различными частями изделия, а также внутри каждой части. • Форма изделия как отдельного объекта должна образовы­ вать единство с формами окружающей среды. Следуя отмеченны.м положениям, художественную форму изделия нужно строить так, чтобы в процессе восприятия раскры­ валась ее внутренняя логика, т.е. следуег учитывать особенности зрительного восприятия формы предметов. Процесс становления зрительного образа формы изделия, как показывают экспериментальные исследования, имеет несколько фаз. На первой фазе происходит грубое различие общих пропор­ ций изделия и его положения в окружающем пространстве. Затем следует грубое различие основных узлов и деталей, при это.м вы­ членяются более крупные формы независимо от места их располо­ жения и т.д. Фазность восприятия отвечает в значительной степени складывающимся методам архитектурно-художественного анализа форм изделия: от общего к частному. Отсутствие внутренней логи­ ки, четкости и ясности распределения масс препятствует построе­ 466

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy