Павел Алексеевич Кузьмин : воспоминания родных, коллег и учеников
Если серьезно говорить об учебных планах, то часы на механи ку необходимо добавлять, а не срезать. И дело здесь не столько в широте нашего курса, сколько в его глубине и в необходимости при вить студентам навыки в решении простых и нужных прикладных задач. Уверен, что добавление, скажем, практических часов, улуч шило бы и успеваемость по теоретической механике. В настоящее время уровень понимания студентами механики весьма невысок, и он ниже, чем 10-20-30 лет назад. Не допускаю мысли, что этого для новой техники достаточно, что она перестает нуждаться в механике, которая несет в себе, кроме прямой, научно необходимой информа ции, материалистическое мировоззрение и всегда была пробным кам нем и основой в подготовке квалифицированных, технически куль турных инженеров. Возможно, мешает делу наклонность к волюнта ризму среди работников министерств, от которых зависит учебно- методический климат в вузах и у которых на глубокие размышления не хватает времени. Однако я выступаю несколько мрачновато, «не в соответствии».., хотя и принадлежу скорее к «левым оптимистам». Сегодня праздник кафедры. Ее возраст стал солидным, внушаю щим некоторое уважение. О достижениях говорил Виктор Николае вич. Конечно, много было и приятного. Например, благодарности за учебу от инженеров, окончивших КАИ 10-20-40 лет назад. Я хорошо помню одну группу второго факультета, где было более половины отличников; Корнеев, Талантов, Костерин, Гребеньков и многие дру гие. И эта группа не была специально отобрана. Представляете, как легко и трудно было вести в ней практические занятия? Были и другие отличные группы, но эта не забылась, хотя прошло более 30 лет. По поводу научной работы. Как было лично у меня? Я никогда не брался за совместительство, так как считал, что моих сил хватит лишь на лекции и на госбюджетную работу. Как с некоторых пор обстоит дело теперь? Наиболее престижной стала наука хозрасчет ная. Вызвано это тем, что научные исследования становятся преиму щественно коллективными по самому существу их тематики — это раз. Но есть и «два» — это то, что заводские инженеры, будучи не вполне подготовленными по фундаментальным наукам, требуют по мощи в решении задач новой техники и той теории, которой они «не проходили» или не усвоили, задач, которых становится все боль ше. Есть и «три», но об этом сегодня помолчим. 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy