Павел Алексеевич Кузьмин : воспоминания родных, коллег и учеников

Но для меня это показалось довольно скучным занятием. У Павла Алексеевича была на лекциях представлена широта проблемы, а после занятия появлялись вопросы и идеи для их реализации. На кафедре практиковалось правило принимать экзамены у сту­ дентов лектором и ассистентом (такого я не встречал в других ву­ зах). Дело в том, что ассистенту часы, проведенные на экзамене, не засчитывались в общую нагрузку. Павел Алексеевич терпеть не мог студентов-лодырей и сделал все, чтобы предмет теоретичес­ кой механики, являющийся стержнем инженерно го дела, будущий ин­ женер хорошо усвоил. Недаром вьшускники КАИ того времени бьши нарасхват во всех ведущих промышленных организациях страны. Поэтому методика приема экзаменов была поставлена таким обра­ зом, чтобы нерадивые студенты не могли получить положительную оценку. Я помню, что на первом экзамене по статике вместе с Вино­ куровым мы на 2-м курсе в группе из 25 студентов поставили 6 положительных оценок. Я думал, что Павел Алексеевич может нас за это пожурить, но оказалось, мы взяли верный курс требований к предмету. В то время авторитет Кузьмина в институте был настоль­ ко высок, что никто в ректорате не предъявлял к кафедре претензии к обилию неудовлетворительных оценок. И действительно, эти тре­ бования приносили плоды; на следующем курсе отсеивались слабые студенты (целая группа на потоке), а с оставшимися было значитель­ но легче работать. Был у меня в первый год один прокол на экзамене у вечерников. Я помогал принимать экзамен Нугмановой. Студент на один вопрос ответил, а на другой— ответа не знал: нужно бьшо рассказать о паре вращений. Дело в том, что я решал у дневников задачи по статике, и моих университетских знаний не хватило для оценки этого вопроса (я не знал, что за движение получается в результате пары вращений). Мне было неудобно признаться в этом Нугмановой, и я оценил от­ вет студента на удовлетворительно. Лектор согласилась с моей оцен­ кой, а студенту, конечно, повезло. Когда я принимал экзамены с Павлом Алексеевичем, здесь был наоборот чересчур строгий контроль при моей оценке на «отлично». Однажды, когда я оценил знания студента на «отлично», Павел Алек­ сеевич задал этому студенту еще несколько вопросов, на один из ко­ торых он все же не ответил, и поставил «хорошо». Мне показалось, что студенту не повезло, так как он был лучшим в группе. Если бы он 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy