Павел Алексеевич Кузьмин : воспоминания родных, коллег и учеников
Но для меня это показалось довольно скучным занятием. У Павла Алексеевича была на лекциях представлена широта проблемы, а после занятия появлялись вопросы и идеи для их реализации. На кафедре практиковалось правило принимать экзамены у сту дентов лектором и ассистентом (такого я не встречал в других ву зах). Дело в том, что ассистенту часы, проведенные на экзамене, не засчитывались в общую нагрузку. Павел Алексеевич терпеть не мог студентов-лодырей и сделал все, чтобы предмет теоретичес кой механики, являющийся стержнем инженерно го дела, будущий ин женер хорошо усвоил. Недаром вьшускники КАИ того времени бьши нарасхват во всех ведущих промышленных организациях страны. Поэтому методика приема экзаменов была поставлена таким обра зом, чтобы нерадивые студенты не могли получить положительную оценку. Я помню, что на первом экзамене по статике вместе с Вино куровым мы на 2-м курсе в группе из 25 студентов поставили 6 положительных оценок. Я думал, что Павел Алексеевич может нас за это пожурить, но оказалось, мы взяли верный курс требований к предмету. В то время авторитет Кузьмина в институте был настоль ко высок, что никто в ректорате не предъявлял к кафедре претензии к обилию неудовлетворительных оценок. И действительно, эти тре бования приносили плоды; на следующем курсе отсеивались слабые студенты (целая группа на потоке), а с оставшимися было значитель но легче работать. Был у меня в первый год один прокол на экзамене у вечерников. Я помогал принимать экзамен Нугмановой. Студент на один вопрос ответил, а на другой— ответа не знал: нужно бьшо рассказать о паре вращений. Дело в том, что я решал у дневников задачи по статике, и моих университетских знаний не хватило для оценки этого вопроса (я не знал, что за движение получается в результате пары вращений). Мне было неудобно признаться в этом Нугмановой, и я оценил от вет студента на удовлетворительно. Лектор согласилась с моей оцен кой, а студенту, конечно, повезло. Когда я принимал экзамены с Павлом Алексеевичем, здесь был наоборот чересчур строгий контроль при моей оценке на «отлично». Однажды, когда я оценил знания студента на «отлично», Павел Алек сеевич задал этому студенту еще несколько вопросов, на один из ко торых он все же не ответил, и поставил «хорошо». Мне показалось, что студенту не повезло, так как он был лучшим в группе. Если бы он 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy