Сафариев, Магфур Сафиевич. КАИ - национальный исследовательский университет [Текст] / М. С. Сафариев, Г. Л. Дегтярев, Ю. Ф. Гортышов ; под ред. Г. Л. Дегтярева, 2012. - 468 с.
К А И - национальный исследовательский университет ИСТОКИ В ТРКМЛЕНИЕ про.южить доро- ! ГУ в небо бы.то , пожалуй, са- M o i i заветной мечтой че.ювече- ства, уходящей своими корня- >П1 в далекое прошлое. Путь к покорению заоблачных высот оказался ; трудны.м и тернистым, по радость ие.ти- ких побед, одержанных над cH.ia.\ni зем ного притяжения, укрепляла веру в тор жество человеческого разу.ма . Развитие летательных аппаратов (ЛА), способных совершать полеты в ат мосфере Земли, происходило по двум на- прав.тениям: создание аппаратов .(егче и тяжелее воздуха. Первые состани.1и ос нову воздухоплавания, вторые ^ авиа ции. Воздухоплавательные Л А ис11о ,'1Ьзу- ют аэростатическую подъемную си.чу . Ме- хаииз.\1 ее образования бьм открыт Архи- .\1едо .\1 еще в 1П в. до и.:). И только два ' тысячелетия снустя, 21 ноября 1783 года, в Париже на построенном братьями Ж. и Э. Монгольфье воздушном inape (а.)роста- те), который наполняли теплы.\| во.здухом, первые аэронавты Ж. Пилатр де Розье и Ф. д ' Арланд соверши.ти свободный по- •мет. Позднее свободные и привязные а:)ро- статы нрименя.чись в научных и военных це.тях, а управ;1яемые а.эросгаты (дирижаб ли) также исио.чьзовались д.тя воздушных пассажирских перевозок. Более ре.!у.'1ьтативны.\1 оказалось вто рое направление, связанное с создание.\1 аппаратов тяжелее воздуха. Их летные характеристики и эксп.туатационные ка- чес гва неизмеримо расширяли возможно сти практического освоения воздушного пространства. В поисках наилучших тех нических решений создате.1и аппаратов тяжелее воздуха, испо.тьзуюпитх динами ческие способы образования подъе.\п1ой си.мы , наблюдали за по.теюм птиц (.'1А, в конструкции которых при.менялись ис кусственные крылья, получили название орнитоптеров, или махолетов), искали возможность использовать вращающую ся несущую систе .\1у в виде воздушных винтов (геликоптеры, и.ти вертолеты) и ра.!вивали оказавшуюся наиболее п.юдо- TBopnoii идею «опоры» в воздухе на фик сированную несущую поверхность - кры ло (п.танеры и а.фопланы n.in са.\ю.теты). У истоков исследований, связанных с решением проб.тем дина.\1Ического n o ; i e - та, стоя.ти .\п1огие выдающиеся ученые. [1ервы.\| систематизированное изуче ние проблем полета нача;| Леона11до да Винчи. Оп пыта.тся постичь природу со- против.тения среды движению в He i i тел, экспериментируя с падающими телами, с телами, движущимися в воде, и с п.тос- кими поверхностями, пак.юнно движущи мися в воздухе (прообраз аэродииа.\1пчес- кой поверхности). Леонардо скруну,1езно изучал полет 1ггиц, строи,! искусственные крылья, а I! 1505 году написал трактат
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy