Самолет ЯК-42. Особенности конструкции и технической эксплуатации
самолета. Комплекс оборудования позволяет автоматически (через бортового вычислителя) ош-имизировать режимы полета и работы двигателей, а также обеспечивает автоматическое самолетовождение по любому из 70 запрограм мированных маршрутов, включающих зоны аэродромов, с заданным временем прибытия по расписанию. Система дистанционного управления - электрическая, с 4-кратным ре зервированием. Она обеспечивает требуемые характеристики устойчивости м управляемости, а также автоматическую балансировку и демпфирование по трем каналам на всех режимах полета. Высокие надежность управления и безопасность полета достигаются соответствующим уровнем надежности сис темы управления и ограничением возможности попадания самолета за предель ные режимы полета. В системе управления самолетом Як-42М используются автономные рулевые приводы объемного регулирования, позволяющие снизить массу гидравлической системы благодаря уменьшению ее относительной мощ ности и допускающие высокую скорость перемещения органов управления. С целью повышения комфорта пассажиров и улучшения усталостных характе ристик конструкции на самолете Як-42М используют системы активного демп фирования для уменьшения нагрузок при полете в турбулентной атмосфере. Фюзеляж самолета Як-42М по сравнению с фюзеляжем ЯК-42 удлинен на 4,62 м посредством двух вставок. Это дало возможность увеличить число пассажирских мест. Пассажирский салон оборудован современными унифици рованными креслами, установленными с шагом 780 мм. Увеличен размер ле вой входной двери до 850 х 1830 мм для использования при посадке пассажиров через аэродромные телескопические галереи или наземные трапы. Самолет Як-42М спроектирован с учетом концепции малых запасов про дольной статической устойчивости на крейсерских режимах полета (коэффициент устойчивости в пределах 0,05 - 0,07). На самолете используется новое горизон тальное оперение большого удлинения (X. = 5,6) и балансировочный бак в киле. Кабина экипажа отвечает требованиям технического уровня магистраль ных самолетов. Компонбвка кабины выполнена с учетом требований эргономики и обеспечивает такую организацию рабочих мест пилотов, при которой благ о даря эффективному использованию установленного оборудования (особенно комплекса систем отображения информации и органов управления) заметно снижается загрузка экипажа. Б частности, применение многофункциональных экранных индикаторов, установленных на приборной доске, позволяет изме нять по этапам полета объем выдаваемой информации и регулировать ее таким образом, чтобы не превысить возможности восприятия и переработки пилотом. 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy