Самолет ЯК-42. Особенности конструкции и технической эксплуатации

Установленный на самолете комплекс бортового оборудования в сочетании с электрической системой дистанционного управления и бортовой автоматизи­ рованной системой встроенного контроля обеспечивает безопасное выполнение полетов экипажем из двух пилотов, но в кабине предусмотрено место и для третьего члена экипажа, расположенное напротив центрального пульта управ­ ления. Система технического обслуживания и ремонта должна обеспечить ресурс самолета (до списания) 60 тысяч летных часов и исключить проведение планово- предупредительного ремонта. Правила обслуживания разработаны на принципе эксплуатации по состоянию, который обеспечивается повышением уровня по­ казателей надежности и долговечности, а также высокой контролепригодностью бортовых систем. Подготовка самолета к полету осуществляется последова­ тельным выполнением вспомогательных работ (ОБ, ВС, ОС) и форм опера­ тивного технического обслуживания (А, А ь Б), которые могут проводиться комплексно или с разрывом во времени. Продолжительность транзитного обслуживания в промежуточном аэропорт)' составит не более 20 мин. Периодичность выполнения формы А - двое суток, цикл оперативного технического обслуживания с выполнением формы Б - 30±5 суток эксплуатации (200 - 250 летных часов). Периодическое обслуживание ос­ новано на выполнении работ с фиксированными сроками по календарю (налету или наработке) и включает нетрудоемкие и трудоемкие формы. Цикл нетрудо­ емкого обслуживания составляет 18 месяцев и включает три формы с перио­ дичностью в три месяца (600 - 700 летных часов). В пределах жизненного цикла эксплуатации самолета выполняются четыре трудоемкие формы, сроки проведения которых сближаются по мере старения. Первая форма выполняется через шесть лет (12 - 18 тысяч летных часов). Вы­ бранная система технического обслуживания и ремонта направлена на дости­ жение среднегодового налета до 3000 часов. Модификацией самолета Як-42М для трасс протяженностью до 4000 км и перевозки 150 - 160 пассажиров со скоростью 830 - 850 км/ч является само­ лет Як-46. Размеры, конструкция основных узлов Як-46 аналогичны Як-42М. Высокоэкономпчные турбовентиляторные двигатели Д-627 со сверхбольшой степенью двухконтурности и увеличенной до 11000 кгс взлетной тягой являются дальнейшим развитием исходных двигателей Д-27. Удельный расход топлива на стенде на крейсерском режиме полета, соответствующем высоте 11000 м и крейсерскому числу М = 0,8 равен 0,47 кг/кгс ч. Топливная экономичность равна 13,8 - 15,5 г/пас-км. Диаметр винта вентилятора 3,8 м. Максимальная взлетная масса равна 61300 кг. Нагрузка коммерческая максимальная - 17500 кг, нагрузка коммерческая нормальная - 14250 кг (рис. 1). 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy