Михаил Петрович Симонов: О жизни и деятельности
до 0,68 кг/кгс ч. Двигатели, оснащенные поворотным соплом с отклоня емым на ±15° вектором тяги, еще больще увеличили маневренность са молёта. В отличие от американских истребителей, сопла на Су-27СМ2, Су-30, Су-35С поворачиваются в двух плоскостях, что позволяет за счет их отклонения менять направление полета как по вертикальной, так и по горизонтальной оси. При этом движение сопел полностью автоматизи ровано. Так называемая система контроля полета (СКП) реагирует на любое действие пилота, работающего, как обычно, ручкой и педалями, и оптимизирует распределение управляющих действий между всеми ру левыми поверхностями и поворотными соплами. Благодаря этому стало возможным выполнение новых эффектив ных боевых маневров на околонулевых (и даже отрицательных) скорос тях при больших углах атаки. Одним из таких маневров является «чакра Фролова», названная в честь лётчика-испытателя Евгения Фролова, пер вым выполнившего его на Су-37 (на Западе этот манёвр также известен как «кульбит»). При выполнении этого манёвра самолет с набором высоты одно временно уменьшает скорость и из этого положения делает «мертвую пет лю» на очень малых скоростях полета, доводя угол атаки до 360 градусов, т.е. практически разворачиваясь вокруг своего хвоста! Времени разворота при этом достаточно, чтобы эффективно про тиводействовать преследователям, зашедшим в хвост самолету: захватить цель и произвести по ней пуск ракет. Благодаря двигателям с управляе мым вектором тяги (УВТ) риск сваливания в штопор минимален, а сам штопор перестал быть неуправляемым режимом. Самый мамеврс11и1.|й самолет Су-35С на Московском авнаинмпмеском салоне. 2011 г. 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy