Михаил Петрович Симонов: О жизни и деятельности

до 0,68 кг/кгс ч. Двигатели, оснащенные поворотным соплом с отклоня­ емым на ±15° вектором тяги, еще больще увеличили маневренность са­ молёта. В отличие от американских истребителей, сопла на Су-27СМ2, Су-30, Су-35С поворачиваются в двух плоскостях, что позволяет за счет их отклонения менять направление полета как по вертикальной, так и по горизонтальной оси. При этом движение сопел полностью автоматизи­ ровано. Так называемая система контроля полета (СКП) реагирует на любое действие пилота, работающего, как обычно, ручкой и педалями, и оптимизирует распределение управляющих действий между всеми ру­ левыми поверхностями и поворотными соплами. Благодаря этому стало возможным выполнение новых эффектив­ ных боевых маневров на околонулевых (и даже отрицательных) скорос­ тях при больших углах атаки. Одним из таких маневров является «чакра Фролова», названная в честь лётчика-испытателя Евгения Фролова, пер­ вым выполнившего его на Су-37 (на Западе этот манёвр также известен как «кульбит»). При выполнении этого манёвра самолет с набором высоты одно­ временно уменьшает скорость и из этого положения делает «мертвую пет­ лю» на очень малых скоростях полета, доводя угол атаки до 360 градусов, т.е. практически разворачиваясь вокруг своего хвоста! Времени разворота при этом достаточно, чтобы эффективно про­ тиводействовать преследователям, зашедшим в хвост самолету: захватить цель и произвести по ней пуск ракет. Благодаря двигателям с управляе­ мым вектором тяги (УВТ) риск сваливания в штопор минимален, а сам штопор перестал быть неуправляемым режимом. Самый мамеврс11и1.|й самолет Су-35С на Московском авнаинмпмеском салоне. 2011 г. 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy