Михаил Петрович Симонов: О жизни и деятельности

сочетающим в себе качества фронтового бомбардировщика и истребите­ ля. Это позволило бы в равной мере эффективно рещать задачи по пора­ жению наземных, морских и воздушных целей. Предполагалось, что он сможет заменить находящиеся в строю устаревщие морально и физичес­ ки самолеты, придав Военно-воздушным силам страны более широкие возможности. Силу самолета доказывает масса боевой нагрузки, которая достига­ ет 8 т, при дальности до 3000 км без дозаправки и максимальной скорос­ ти в 2500 км/ч. В 2009 году на самолете Су-34 ознакомительный полет выполнил Президент России Д.А. Медведев. Он подробно переспрашивал летно- технические характеристики самолета и остался по-президентски дово­ лен этим образцом боевой техники. В 2015 году ВВС России должны иметь в строю 70 самолетов Су-34. Многие из неспециалистов, пытающиеся отслеживать названия всех модификаций самолета Су-27. вполне могут запутаться, так как работа над совершенствованием самолета никогда не прекращалась. Одномест­ ные истребители превращались в двухместные - учебно-боевой УБ, при этом они полностью сохраняли свои боевые качества. После того, как появилась необходимость в бортовом радаре боль­ шей массы, на самолете для сохранения его статической неустойчивости появилось переднее горизонтальное оперение (ПГО), которое при этом улучшило его маневренные свойства. Когда аэродинамические вoз^южнocти, обеспечившие уникальные маневренные характеристики 30-тонной машине, начали себя исчерпы­ вать, Симонов стал подтягивать силовую установку. Причем, делал это весьма осторожно. Виктор Пугачев был первым летчиком-испытателем ОКБ Сухого, кто попробовал управляемый вектор тяги в воздухе. На экс­ периментальном самолете, которым управлял В. Пугачев, сначала поста­ вили один двигатель с управляемым вектором тяги, а второй оставили стандартный, штатный. И только когда поняли, что получилось хорошо, дальше стали разрабатывать двигатель с управляемым вектором тяги и уже сделали самолет с двумя такими двигателями. В середине 1990-х годов самолёты Су стали оснащаться такими двигателями с управляемым вектором тяги. Для этого на модернизиро­ ванных истребителях Су-27СМ2 были установлены более мощные и эко­ номичные двигатели АЛ-31Ф-М1, при этом их тяга была повышена от­ носительно базового двигателя АЛ-31Ф на целую тонну-силу, а важней­ ший показатель экономичности - расход топлива был снижен с 0,75 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy