Михаил Петрович Симонов: О жизни и деятельности
Одновременно начали проводиться работы по рассмотрению воз можностей использования в достижении свехманевренности поворот ного сопла. Борьба за российскую палубную авиацию В конце 1950-х - начале 1960-х годов, когда США оснащались гро мадными авианосцами и палубноГ! реактивной авиацией по полной про грамме, Н.С. Хрущев наложил вето на многомиллиардные ответные про екты, за которые ратовало советское военное руководство. В итоге такого запрета миллионы советских граждан стали по-настоящему счастливы, переехав из бараков в собственные, пусть и крохотные, но с удобствами квартиры, позже презрительно названные «хрущевками». Но вопрос па лубной авиации все равно требовал своего решения. В 1977 году в СССР развернулись работы по проектированию тяжелых авианесущих крейсе ров. К середине 1980-х в стране было четыре авианесущих крейсера и па лубные самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-38, облада ющие крайне малым радиусом действия. Для сравнения: главным аргу ментом США в мировой политике были полтора десятка авианосцев, на каждом из которых базировалось около ста самолетов разного назначения. В СССР, как и 15 лет назад, при разработке истребителя четвертого поколения, снова разгорелась здоровая конкурентная борьба между само летами трех ОКБ; СВВП - Як-141 и корабельными вариантами МиГ-29 и Су-27. Место на палубе должно было достаться только одному самолету. И его в жесткой борьбе выифал Су-27К, позже переименованный в Су-33. Внещне похожий на своего сухопутного брата палубный Су имел множество изменений в конструкции крыла, оперения, шасси, фюзеляжа, что, позволяло ему с массой около 30 т взлетать с дистанции в 100 м. Рост массы был обусловлен в первую очередь большим в 2-3 раза уровнем на грузок, действующих при посадке самолета на палубу. В инструкции летчику палубного Су после отрыва в течение 4 се кунд рекомендовалось не «мешать» самолету. Как здесь снова не повторить мысль Владимира Ильюшина о том, что этот самолет умнее летчика. I ноября 1989 года впервые в истории нашей страны Виктор Пуга чев выполнил посадку самолета на палубу авианесущего крейсера «Ад мирал Кузнецов». И первым, кто его встречал, был, конечно. Генераль ный конструктор. На следующий день состоялся и первый взлет «по-са- молетному». На «Адмирале Кузнецове» взлет самолета выполнялся со специального трамплина-рампы, который при взлетной скорости около 200 км/ч обеспечивал оптимальный угол атаки. 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy