Михаил Петрович Симонов: О жизни и деятельности

открыть совершенно новые возможности для сверхманевренности ЛА. Полет на углах атаки а>60° имеет принципиальное отличие от обыч­ ных режимов полета самолета: существенно уменьшаются его несушие свойства и резко возрастает аэродинамическое сопротивление, снижа­ ется управляемость. Иначе говоря, главной проблемой при полете на таких углах атаки является обеспечение безопасного устойчивого поле­ та при одновременно эффективном использовании этих режимов сверх­ маневренности. Теоретические исследования, законченные в ЦАГИ к 1987 году, по­ казали, что в принципе сушествует возможность достижения углов атаки вплоть до 90 градусов при сохранении в динамике боковой устойчивос­ ти. Из этого следовало, что самолет, движушийся практически перпен­ дикулярно потоку, может при определенных условиях не потерять устой­ чивости. В начале этих исследований речь шла только о маневренных самолетах следующего (пятого) поколения. Однако продувки в аэродина­ мической трубе ряда современных машин показали, что и на находящих­ ся уже в эксплуатации ca^юлeтax четвертого поколения Су-21 и МиГ-29 при определенной технике пилотирования можно выполнить маневр на таких больших углах. Этому маневру первоначально было присвоено на­ звание «динамический выход». Оставалось только убедить создателей са%юлетов и летчиков, что такой маневр выполним. Основные положения и результаты теоретических исследований были доложены Ю.Н. Желниным на межотраслевой конференции «Про­ блемы устойчивости, управляемости на закритических углах атаки» в ноябре 1987 года, проходившей в ЦАГИ. Как это ни странно, но основ­ ная часть слушателей не восприняла изложенный Юрием Николаевичем материал как возможный к реализации. Тем не менее нашлись энтузиас­ ты, поддержавшие Желнина. Поистине исторической в этом направле­ нии можно назвать встречу двух каистов М.П. Симонова и Ю.Н. Желни­ на, предложившего реализовать принципиально новый маневр на этих самолетах. В 1987 году было принято решение о подготовке к проведе­ нию летных испытаний на истребителе Су-27. В 1988 году в ЦАГИ совместно с ОКБ Сухого и ЛИИ был проведен большой комплекс расчетных и экспериментальных работ, связанных с подготовкой к летным испытаниям «динамического выхода» на самолете Су-27. Летные испытания, проведенные в 1989 году ОКБ Сухого и ЛИИ совместно с ЦАГИ, подтвердили возможность «динамического выхода» этого самолета на большие закритические углы атаки аа90° с сохранени­ ем приемлемых пилотажных характеристик. X?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy