Михаил Петрович Симонов: О жизни и деятельности
открыть совершенно новые возможности для сверхманевренности ЛА. Полет на углах атаки а>60° имеет принципиальное отличие от обыч ных режимов полета самолета: существенно уменьшаются его несушие свойства и резко возрастает аэродинамическое сопротивление, снижа ется управляемость. Иначе говоря, главной проблемой при полете на таких углах атаки является обеспечение безопасного устойчивого поле та при одновременно эффективном использовании этих режимов сверх маневренности. Теоретические исследования, законченные в ЦАГИ к 1987 году, по казали, что в принципе сушествует возможность достижения углов атаки вплоть до 90 градусов при сохранении в динамике боковой устойчивос ти. Из этого следовало, что самолет, движушийся практически перпен дикулярно потоку, может при определенных условиях не потерять устой чивости. В начале этих исследований речь шла только о маневренных самолетах следующего (пятого) поколения. Однако продувки в аэродина мической трубе ряда современных машин показали, что и на находящих ся уже в эксплуатации ca^юлeтax четвертого поколения Су-21 и МиГ-29 при определенной технике пилотирования можно выполнить маневр на таких больших углах. Этому маневру первоначально было присвоено на звание «динамический выход». Оставалось только убедить создателей са%юлетов и летчиков, что такой маневр выполним. Основные положения и результаты теоретических исследований были доложены Ю.Н. Желниным на межотраслевой конференции «Про блемы устойчивости, управляемости на закритических углах атаки» в ноябре 1987 года, проходившей в ЦАГИ. Как это ни странно, но основ ная часть слушателей не восприняла изложенный Юрием Николаевичем материал как возможный к реализации. Тем не менее нашлись энтузиас ты, поддержавшие Желнина. Поистине исторической в этом направле нии можно назвать встречу двух каистов М.П. Симонова и Ю.Н. Желни на, предложившего реализовать принципиально новый маневр на этих самолетах. В 1987 году было принято решение о подготовке к проведе нию летных испытаний на истребителе Су-27. В 1988 году в ЦАГИ совместно с ОКБ Сухого и ЛИИ был проведен большой комплекс расчетных и экспериментальных работ, связанных с подготовкой к летным испытаниям «динамического выхода» на самолете Су-27. Летные испытания, проведенные в 1989 году ОКБ Сухого и ЛИИ совместно с ЦАГИ, подтвердили возможность «динамического выхода» этого самолета на большие закритические углы атаки аа90° с сохранени ем приемлемых пилотажных характеристик. X?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy