История философии: краткий экскурс
которых бесконечно, и они разнообразны по форме. Небытие - это пустота, в которой атомы движутся. Перемещаясь и сцепляясь, ато мы образуют вещи. Вещи исчезают, когда атомы распадаются. Душа человека также состоит из атомов, но только огнеподобных. С на ступлением смерти душа исчезает. Следующей проблемой для древнегреческих философов стала проблема человека и общества. Если до этого философы изучали при роду, то софисты (учителя мудрости) (сер. V - 1-я пол. IV в. до н.э.) выступали в роли распространителей образования, которое необхо димо человеку в его социальной деятельности, прежде всего в поли тической. Отличительная черта софистов - победа в споре. Поэтому они использовали логические уловки, упражнялись в ораторском ис кусстве, красноречии и т.д. Для софистов главным было не достиже ние истины, а способность доказать все, что угодно. Добро и зло для них приобретало относительный характер. Критерием истинности является только субъективное мнение человека. Например, болезнь - есть зло для больных, но благо для врачей. Смерть - благо для могиль щиков, но зло для умершего человека. Протагор из Абдеры (490 - 420 до н.э.) - виднейший софиат старшего поколения, утверждал: «Человек - мера всех вещей: существующих - что они существуют, несуществующих - что они не существуют». Яркими представителями софистики были: Горгий, Гиппий, Про- дик и др., которые разработали целый ряд учений в разных областях человеческой деятельности. Например, Гиппию принадлежат учеб ные труды по геометрии, астрономии, музыке, ритмике, живописи, ваянию, грамматике и истории. Главная заслуга софистов в том, что благодаря речевым диспутам в обществе сформировался круг обра зованной публики. «Становится хорошим тоном уметь рассуждать на определенные темы, незнание которых означало невоспитанность, неприличную для свободного человека». Софистам противостоял Сократ (469 - 399 до н.э.). Главным для него было не победа в споре, а определение в споре одной истины для всех, раз и навсегда. Если для софистов истина о добре и зле относительна, то для Сократа она абсолютна. Именно знание челове ка о добре и зле делает человека добродетельным. Он утверждал, что 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy