История философии: краткий экскурс
Поиск первоначала мира (архе) осуществляли представители летской школы, которые за основу всего сущего брали: Фалес VII - VI в. до н.э. - воду, Анаксимандр (VI в. до н.э.) - апейрон (безгранич ное, беспредельное мировое начало), Анаксимен (VI в. до н.э.) - воз дух, Гераклит из Эфеса (540 - 480 до н.э.), не относящийся к милет- цам, - огонь. Если вода и воздух рассматриваются в качестве основы и текучести мира, то огню, помимо тех же свойств, приписывается также смерть и уничтожение, которые тоже присутствуют в мире. Представителям ионийской традиции (всем названным филосо фам), бравшим за основу мира природную стихию, т.е. материю, противостоит пифагорейская школа, которая в качестве основы мира брала форму, числа и их гармонию. Основатель школы Пифагор Са- мосский (VI в. до н.э.) говорил, что: «Все есть число». Именно число позволяет миру оформиться в конкретные предметы. Другая проблема древнегреческих философов касалась осмысле ния бытия. На вопрос, каков мир, элейская школа отвечала, что мир неподвижен, лишен изменчивости и многообразия. Главный предста витель этой школы Парменид (ок. 540 до н.э.) первым ввел понятие «бытие». Философ утверждал, что «есть только бытие, а небытия нет». Такое положение он выводит из следующего. Если сказать, что небы тие есть, то в этом содержится логическое противоречие; «то, чего нет, есть». Чтобы избежать этого, Парменид оставил только бытие. Бытие рассматривается как мысль, но не мысль человека, а Логос - космический Разум, который удерживает мир. Следовательно, мысль и бытие по Пармениду тождественны. В бытии отсутствуют прошлое и будущее, поэтому оно едино, вечно, неподвижно и имеет форму шара. Продолжает идеи Парменида его ученик Зенон (490 - 430 до н.э.). Трудность выразить движение в понятиях он доказывает в своихтруд- норазрешимых задачах - апориях (с греч. затруднение) «Ахилл», «Стрела», «Стадий», «Дихотомия» и др. На вопрос, каков мир, Демокрит (460 - 370 до н.э.) из Абдеры отвечал противоположно элеатам. Философ утверждал, что мир под вижен и изменчив, так как существует не только бытие, но и небы тие. Бытие - это атомы (невидимые глазу неделимые частицы), число 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy