История философии: краткий экскурс

наука, искусство, мифология, мода, реклама и т.п.). Основа структур­ ного метода - выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений. Например, элементом общества выступа­ ет не человек (как в атомизме), а его отношения в структуре обще­ ства. В этом случае человек понимается как некая точка, на которой концентрируется совокупность отношений с различными людьми в социальной системе. В центр внимания структуралистов ставится язык как социальная знаковая система. Изучается сам язык или па­ раллельно ему структуры - так называемые «вторичные знаковые си­ стемы» (выражение Ю.М. Лотмана), т.е. определенная смысловая нагруженность знака (слова в языке, обычаи в культуре и т.п.). С по­ зиции структурализма, смысл любого знака зависит не от человека и не от предметов внешнего мира, а от связи этого знака с другими знаками. Например, в культуре они анализируются в системе бинар­ ных. оппозиций: жизнь - смерть, война - мир и т.п. Представителями структурализма являются К. Леви-Строс, Ж. Лакан, Р. Барт и др. Так, Клод Леви-Строс рассматривает в качестве вторичных, знаковых сис­ тем отношения первобытного родства, для Жака Лакана это бессоз­ нательное, для Ролана Барта - явления культуры. Идеи структурализма получили свое развитие в постмодернизме, представителями которого являются М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр, и др. Следует сказать, что творчество этих философов весьма богато и разнообразно, В данной работе затронем лишь основные философские позиции. Важнейшим понятием Мишеля Фуко (1926-1984) становится dwc- курс, представляющий собой, в одном случае, набор условий, пра­ вил, предписаний и запретов, позволяющих вычленять и изучать те или иные объекты, в другом случае - правила, принимающие игро­ вой характер, не имеющие жестких ограничений. Все, что человек узнает, выработано в дискурсах. Иногда дискурсы могут пересекать­ ся и входить в конфликт. Любой научный дискурс основан на стрем­ лении к знанию, состоящему из набора инструментов для поиска ис­ тины. В этом случае дискурс подгоняет реальность под свои пред­ ставления, укладывая их в жесткие рамки. Следовательно, дискурс является насилием, формой контроля над сознанием и поведением 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy