История философии: краткий экскурс
наука, искусство, мифология, мода, реклама и т.п.). Основа структур ного метода - выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений. Например, элементом общества выступа ет не человек (как в атомизме), а его отношения в структуре обще ства. В этом случае человек понимается как некая точка, на которой концентрируется совокупность отношений с различными людьми в социальной системе. В центр внимания структуралистов ставится язык как социальная знаковая система. Изучается сам язык или па раллельно ему структуры - так называемые «вторичные знаковые си стемы» (выражение Ю.М. Лотмана), т.е. определенная смысловая нагруженность знака (слова в языке, обычаи в культуре и т.п.). С по зиции структурализма, смысл любого знака зависит не от человека и не от предметов внешнего мира, а от связи этого знака с другими знаками. Например, в культуре они анализируются в системе бинар ных. оппозиций: жизнь - смерть, война - мир и т.п. Представителями структурализма являются К. Леви-Строс, Ж. Лакан, Р. Барт и др. Так, Клод Леви-Строс рассматривает в качестве вторичных, знаковых сис тем отношения первобытного родства, для Жака Лакана это бессоз нательное, для Ролана Барта - явления культуры. Идеи структурализма получили свое развитие в постмодернизме, представителями которого являются М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр, и др. Следует сказать, что творчество этих философов весьма богато и разнообразно, В данной работе затронем лишь основные философские позиции. Важнейшим понятием Мишеля Фуко (1926-1984) становится dwc- курс, представляющий собой, в одном случае, набор условий, пра вил, предписаний и запретов, позволяющих вычленять и изучать те или иные объекты, в другом случае - правила, принимающие игро вой характер, не имеющие жестких ограничений. Все, что человек узнает, выработано в дискурсах. Иногда дискурсы могут пересекать ся и входить в конфликт. Любой научный дискурс основан на стрем лении к знанию, состоящему из набора инструментов для поиска ис тины. В этом случае дискурс подгоняет реальность под свои пред ставления, укладывая их в жесткие рамки. Следовательно, дискурс является насилием, формой контроля над сознанием и поведением 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy