История философии: краткий экскурс

дует, что всякая научная теория в принципе опровергаема. Неопро­ вержимость теории говорит о ее ненаучности, к которой относятся сфера религии, идеологии, мистики или лженауки. Соответственно критерием научности для ученого является не принцип верификации (проверяемости) как в неопозитивизме, а принцип фальсификации (опровергаемости). По мнению Поппера, философские высказывания не подвержены фальсификации, следовательно, они также не научны. Но философс­ кие (метафизические) идеи всегда указывали направление движения в науке, и в этом ее особая роль. Философия - это вид рациональной деятельности, который нельзя сводить только к эмпирическому (опыт­ ному) критерию. На основе этого Поппер выводит новую философс­ кую теорию - критический рационализм, суть которого в критике классической модели научного знания, абсолютизирующего истину на все времена. Ученый провозглашает принцип относительности научных теорий и гипотез. Другой позитивист Имре Лбкатос (1922 - 1974), анализируя науч­ ные теории, разрабатывает л^етодологг/ю научно-исследовательских программ. Как и Поппер, он подчеркивает сменяемость одной науч­ ной теории другой, но Лакатос сосредоточивает свое внимание н а самом принципе смены теорий. Исследовательская программа состоит из жесткого ядра, защитного пояса и совокупности методологичес­ ких правил. В жестком ядре заключены фундаментальные принци­ пы, которые считаются неопровержимыми. Например, в механике Ньютона это три его закона и закон тяготения. Защитный пояс содер­ жит вспомогательные гипотезы, он призван защищать ядро. Методо­ логические правила указывают общую направленность в исследова­ нии. Если рушится ядро, то происходит смена старой научно-иссле- довательской программы на новую. К сожалению, сама структура научного исследования говорит о том, что ее цель не познание мира, а защита жесткого ядра от посягательств на незыблемость его осно­ ваний. Томас Кун (1922 - 1996) в основе каждой науки ъпттпарадигму — совокупность теорий, норм, фактов, убеждений, ценностей и образ­ цов, принятых научным сообществом. Именно деятельность научно­ 5 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy