История философии: краткий экскурс
наши страсти и желания, так как это «плоды» материального мира. Цель человеческого существования - осознание и соблюдение нрав ственных принципов, следование религиозным ритуалам, а таюке ведение практики медитации (йоги), выступающей как средство уга сания желаний. Полной противоположностью является материалистическая школа чарвака-локаята, последователи которой считали, что загробного мира не существует. Лока - это единственный материальный мир. Человек состоит из четырех элементов: земли, воды, огня, воздуха. Цель чело века довольствоваться всеми благами, что дается при жизни. Древнекитайская философия Большое влияние на развитие китайской философии оказали кни ги И-цзын (Книга перемен), которая составлялась примерно с XII по VI вв. до н.э., и Шу ifsuH (Книга истории) X - IX вв. до н.э. В И-цзын говорится об изменчивости мира, в котором действуют два начала: Инь - женское, темное, пассивное начало и Ян - мужс кое, светлое, активное начало. Инь-Ян понимаются как полярные модальности единого начала - энергии «ци» («космическое дыха ние»), В Шу цзин говорится о пяти первоначалах мира: вода, огонь, дерево, металл, земля. Идея двух начал получила свое развитие в даосизме VI в. до н.э., основателем которого был Лао-Цзы, написавший знаменитый трак тат «Дао дэ цзин». Дао - буквально означает путь, по которому про ходят все вещи. Дао - это космический и нравственный закон, кото рому подчиняется природа и люди. Суть учения даосизма можно ме тафорически представить так; Дао подобно воде, которая податлива и в то же время неодолима. Именно уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы делает воду могущественной, так как мягкость и податливость-спутники жизни, а жесткость и сила-спутники смерти. Человек рождается мягким и слабым, а умирает жестким и крепким. В связи с этим, главной категорией даосизмая в л я е т с я н е д е я н и е или бездействие. Всякое действие означает пустую трату сил, или вмешательство в естественный ход событий. Поэтому «мудрый пра 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy