История философии: краткий экскурс

возвращается обратно в сферу бессознательного. Такой процесс на­ зывается вытеснением. Таким образом, сознание - «Я» находится в зажатом состоянии с двух сторон. С одной стороны давит животное начало - сексуаль­ ный инстинкт, с другой - оказывает давление Сверх-Я: законы, мо­ раль, культурные традиции и т.д. В результате этого внутреннего ан­ тагонизма, по мнению Фрейда, в человеке могут происходить психи­ ческие срывы, расстройства, депрессии и т.д. Чтобы избежать этого сексуальная энергия должна либо непосредственно разряжаться в сек­ суальном акте, либо реализоваться в приемлемой для общества фор­ ме—сублимироваться. Примером сублимации может быть любая твор­ ческая деятельность человека. Итак, психическая деятельность человека - есть процесс превра­ щения его сексуальной энергии в творческую деятельность. В кон­ тексте социальной сферы, индивид является потенциальным «вра­ гом культуры», который сдерживает его страсти. В свою очередь, че­ ловек без общества, без культуры не может стать человеком. Если Фрейд говорил об индивидуальном бессознательном, состо­ ящем из переживаний конкретного индивида, которые когда-то были сознательными, то его ученик Карл Густав Юнг (1875 - 1961) выдви­ нул идею о «коллективном бессознательном». Оно представляет со­ бой сферу скрытых следов в памяти человеческого и дочеловеческо- го (животного) прошлого. Область коллективного бессознательного, по Юнгу, составляют архетипы (начальные образы) - суммарный опыт прошлых поколений человечества. Оно зафиксировано в мифо­ логии, сказках, легендах, художественных фантазиях. У современно­ го человека архетипы проявляются в сновидениях. Поэтому для Юнга главным проявлением бессознательного являются сновидения. В ито­ ге, на структуру личности человека воздействует не только индиви­ дуальное, но и коллективное бессознательное. Экзистенциализм Экзистенциализм (от лат. exsistentia - существование) - это на­ правление в философии, где главной темой является проблема смыс­ ла жизни человека, трудность и трагичность его существования в со­ 4 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy