История философии: краткий экскурс

с ее любовью к ближнему, утонченной духовностью и милосердием образовала культуру слабовольных личностей. Послушание, терпение, совестливость - все это размягчает и расслабляет волю человека. Для обозначения тяги к привычному, лености ума, притупленнос­ ти чувств, боязни самостоятельного мышления и ответственности Ницше вводит понятие «слишком человеческое». Такие качества де­ лают человека несвободным - «как все». Чтобы быть человеком в высшем понимании, необходимо внутреннее духовное усилие, уси­ лие ума и воли. В противном случае он «погружается в сон», стано­ вится частью «человеческого стада», «массы». Церковные догмы и правила, созданные таким человеком, имеющим «слишком челове­ ческое», убили Бога. «Бог умер» - это не лозунг, а диагноз современ­ ной массовой культуры. Поэтому необходимо пересмотреть старые ценности. Все, что не способствует «воли к власти», необходимо от­ бросить. Старая «мораль рабов» должна быть заменена «моралью господ», которым принадлежит будуш,ее. «Массовый человек» пуст, в нем своя система оценки добра и зла. Только переступив по ту сто­ рону такого добра и зла, заглянув в ту духовную область, в которой пребывают истинные законы бытия, человек перестает быть пустым, он становится «сверхчеловеком» - гармоничным человеком, в кото­ ром сочетаются физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества. Таким образом, Ницше предостерегал от опасности, наступившей массовой культуры массового общества, что является актуальным и в современное время. Дильтей Вильгельм (1833 - 19П) главной категорией своей фило­ софии рассматривает саму жизнь как феномен. Задача философии состоит в понимании жизни, исходя из нее самой. Понимание жизни осуществляется через ее непосредственное постижение, осознание, осмысление, переживание. Дильтей рассматривает понимание как специфический метод «науки о духе» (в отличие от наук о природе), интуитивном постижении духовной целостности личности и культу­ ры. Метод «науки о духе» есть непосредственное переживание исто­ рических событий. Это приводит в философии Дильтея к разработке герменевтики, под которой он понимал искусство истолкования тек­ 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy