История философии: краткий экскурс

Главным понятием философии Артура Шопенгауэра (1788-1860) является идея воли. Воля - это абсолютное начало, сущность мира и причина всего сущего. Мировая воля проявляет себя во всем много­ образии предметов, процессов и явлений в живой и неживой приро­ де. В человеке мировая воля проявляет себя в виде «воли к жизни». Мир для человека - есть лишь представление о мире, а окружающая действительность не «вещь в себе», а воля. Познание реализуется через переживание мира, интуитивные спо­ собности человека, позволяющие раскрыть волю к жизни. Высшим видом познания является искусство. Если до Шопенгауэра филосо­ фия боготворила научное знание, считая, что оно дает возможность понять смысл собственной жизни, то сам Шопенгауэр считал, что н^ка является на самом деле «служанкой» воли, удовлетворяющей ее практические интересы. В целом философияШопенгауэра носит пессимистический харак­ тер, так как судьба человека подчинена всеобщей необходимости мирового хаоса. Воля отдельного человека слабее мировой воли, она подавляет его. Если Лейбниц называл этот мир «лучшим из возмож­ ных», то Шопенгауэр назвал его «наихудшим из возможных миров». Счастье есть лишь иллюзия человека, а оптимизм - насмешка над страданиями человека. В этом мире существа живут лишь благодаря тому, что одно из них уничтожает другое. Каждый зверь представля­ ет собой живую собственность тысяч других, а его самосохранение - цепь мучительных смертей. Поэтому сострадание для Шопенгауэра является важнейшим этическим принципом. Продолжателем философской идеи Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Отталкиваясь от категории «воля к жизни» Шопенгауэра, он замечает, что все живое стремится к жизни, которая проходит в борьбе, но это стремление в своей основе имеет «волю к власти», которая является основой общественной жизни, так как каж­ дый человек осознанно или неосознанно пытается себя реализовать, самовыразиться, расширить свое «Я». С позиции «воли к власти» философ рассматривает историю, религию и человека. Ницше крити­ чески относится куравниванию человеческих прав, так как это приво­ дит к созданию толпы - «серой массы». Именно христианская мораль 4 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy