История философии: краткий экскурс

да»); заклинаний («Атхарваведа»), включающих тексты в виде мо­ литв, песнопений, гимнов в честь богов. Веды включают в себя и комментарии к сборникам - это Брахманы, Араньяки, Упанишады. В них говорится о возникновении Вселенной, о богах, о смысле жиз­ ни и цели человеческого существования. На Ведах основана одна из первых религий - брахманизм, глав­ ными понятиями которой стали: сансара - бесконечный круговорот жизни и смерти; карма - закон воздаяния за поступки в прошлых жизнях; брахман - безличная мировая душа, атман - индивидуаль­ ная душа человека. Цель брахманизма - освобождение. Тот, кто осоз­ нает единство атмана и брахмана, достигает состояние мокши и ос­ вобождается от бесконечной цепи перерождений. По закону кармы душа (атман) вселяется в человека только опре­ деленного сословия. Поэтому в брахманизме большое значение име­ ет деление общества на определенные касты или сословия (варны): брахманы (священнослужители), кшатрии (воины, или представите­ ли власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники) и шудры (просто­ людины). Лишь человек, рожденный в самой высшей Варне, - брах­ ман, может достичь состояния мокши. В VI в. до н.э. в Древней Индии возник буддизм. Его основатель принц Гаутама Будда (Будда - значит «просветленный»). Разделению общества на касты в буддизме не придавалось особого значения, как в брахманизме. Достичь наивысшего духовного состояния - нирваны мог каждый, если осознал четыре благородные истины: 1) жизнь и смерть есть страдание; 2) существует причина страданий, 3) страда­ ния могут быть прекращены, 4) есть путь избавления от страданий. Весьма значимым понятием в индийской философии и религии индуизма является дхарма - вечный моральный закон (аналог абсо­ люта); понимается также как долг человека - в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму. В буддизме Дхарма - это закон Вселен­ ной. В другой интерпретации Дхарма выступает как первичные эле­ менты бытия и психофизические элементы жизнедеятельности лич­ ности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают. В целом, для религии и индийской философии характерно при­ знание сверхчувственного мира, достигнуть которого не позволяют 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy