История философии: краткий экскурс
да»); заклинаний («Атхарваведа»), включающих тексты в виде мо литв, песнопений, гимнов в честь богов. Веды включают в себя и комментарии к сборникам - это Брахманы, Араньяки, Упанишады. В них говорится о возникновении Вселенной, о богах, о смысле жиз ни и цели человеческого существования. На Ведах основана одна из первых религий - брахманизм, глав ными понятиями которой стали: сансара - бесконечный круговорот жизни и смерти; карма - закон воздаяния за поступки в прошлых жизнях; брахман - безличная мировая душа, атман - индивидуаль ная душа человека. Цель брахманизма - освобождение. Тот, кто осоз нает единство атмана и брахмана, достигает состояние мокши и ос вобождается от бесконечной цепи перерождений. По закону кармы душа (атман) вселяется в человека только опре деленного сословия. Поэтому в брахманизме большое значение име ет деление общества на определенные касты или сословия (варны): брахманы (священнослужители), кшатрии (воины, или представите ли власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники) и шудры (просто людины). Лишь человек, рожденный в самой высшей Варне, - брах ман, может достичь состояния мокши. В VI в. до н.э. в Древней Индии возник буддизм. Его основатель принц Гаутама Будда (Будда - значит «просветленный»). Разделению общества на касты в буддизме не придавалось особого значения, как в брахманизме. Достичь наивысшего духовного состояния - нирваны мог каждый, если осознал четыре благородные истины: 1) жизнь и смерть есть страдание; 2) существует причина страданий, 3) страда ния могут быть прекращены, 4) есть путь избавления от страданий. Весьма значимым понятием в индийской философии и религии индуизма является дхарма - вечный моральный закон (аналог абсо люта); понимается также как долг человека - в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму. В буддизме Дхарма - это закон Вселен ной. В другой интерпретации Дхарма выступает как первичные эле менты бытия и психофизические элементы жизнедеятельности лич ности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают. В целом, для религии и индийской философии характерно при знание сверхчувственного мира, достигнуть которого не позволяют 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy