История философии: краткий экскурс

Основная идея и стержневой принцип философии Соловьева Вла­ димира Сергеевича (1853 - 1900) - положительное всеединство. Рас­ суждая о процессе познания, философ утверждает, что европейский эмпиризм и рационализм не дают глубокого и цельного знания о мире, они лишь только соприкасаются с реальностью, не проникая вглубь. Для достижения истины необходимо интуитивное внутреннее каче­ ство, достигаемое верой. Говоря о бытии, Соловьев раскрывает следующую картину. В мире абсолютно сущим и абсолютно единым является Бог Все многообра­ зие мира, материальный и духовный мир скреплены между собой божественным всеединством, которое выступает как мировая душа - София - Мудрость Божья. Мир в своем развитии проходит опреде­ ленные эволюционные ступени от неорганического царства минера­ лов до человека. Человек, вышедший из лона природного царства, стремится к божественному. Но чтобы достичь его, он должен прой­ ти путь от природного состояния, в котором идет постоянная борьба за существование, присутствует неравенство людей, чуждость к друг другу, до божественного, в котором синтезируются благо, истина и красота. Смысл истории в постепенном одухотворении природы и нрав­ ственном совершенствовании человечества, совершаемом посред­ ством акта любви человека к человеку, к природе и Богу. В этом слу­ чае наступает царство Божье на Земле, понимаемое как соединение национальностей, снятие всех социальных противоречий, образуя некую вселенскую церковь. Абсолютное всеединство)), зарожден­ ное в хаосе бытия, замыкает круг своего развития в соединении че­ ловека с абсолютным началом - Богом. Бердяев Николай Александрович (1874 - 1948) первоисточником мироздания видит свободу, которая существовала до Бога, времени и бытия. Философ противопоставлял мир свободы (духа, личности) и мир необходимости (явлений предметов). Свободный дух, реализу­ ясь в мире явлений, отчуждается, превращается в «мертвые предме­ ты», подчиненные необходимости - законам пространства, времени и логики. Мир необходимости полон зла, страдания и рабства. Про­ тивостоять ему можно только посредством творчества, выступающе­ 3 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy