История философии: краткий экскурс

этого ученый формулирует закон сохранения материи и вещества. В гносеологии (учение о познании) он был сторонником гармонии опыта и разума. На развитие русской философии также оказали влияние работы Радищева Александра Николаевича (1749 - 1802). Его центральным философским произведением является трактат «О человеке, его смер­ тности и бессмертности», где он обосновывает единство человека с окружающей природой, тем самым закладывая основы русской философской антропологии. Рассматривая проблему смертности и бессмертия души, философ приводит доказательства в пользу той и другой позиции, при этом показывая трудность поставленного воп­ роса и мучительность поиска ответа. Также им были рассмотрены проблемы социально философского характера, в частности пробле­ мы самодержавия, за что он был осужден и отправлен в ссылку в Сибирь. Вернувшись домой после амнистии, он не смог до конца реализовать себя в общественно-политической деятельности и, пре­ следуемый злословием, покончил с жизнью, оставив записку: «По­ томки отомстят за меня...» Славянофилы и западники (XIX в.) Проблема выбора Россией исторического пути в 1830-х годах при­ водит к возникновению двух философских направлений; славянофи­ лы и западники. Славянофилы считали, что у России должен быть свой путь развития, не похожий на западноевропейский. России, в отличие от Запада, свойственны такие качества, как святость, со­ борность, набожность, индивидуализм, коллективизм, взаимовыруч­ ка. Своей целью славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др.) считали выработку националь­ ной идеи на основе религиозных традиций православия. Любые ре­ формы с попыткой навязать западные традиции рано или поздно окан­ чивались для России трагически. Хомяков Алексей Степанович (1804 - 1860), анализируя три на­ правления в христианстве, говорил, что католичество излишне огра­ ничивает индивидуальную свободу человека, протестантизм чрезмер­ 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy