История философии: краткий экскурс
истина дороже». По Аристотелю, бытие есть хюле (материя) и эйдос (форма), но не в платоновском смысле. Форма - это сущность мате рии, а материя - это субстрат, в котором присутствует форма, иначе, вещь есть материя + форма. Материя пассивна, а форма актива. Вся кая вещь для появления имеет четыре причины: первые две - это ма терия и форма; третья - это движущая причина, т.е. всякая вещь об ладает самодвижением, именно она определяет активность формы; четвертая - целевая, т.е. «то, ради чего». Иначе говоря, все в мире стремится к реализации своих возможностей, во всем изначально за ложена цель (как в желуде заложен будущий дуб). Говоря о мире в целом, Аристотель утверждает, что форма всех форм - есть Бог, который понимается, как Ум мира. Ум проявляет себя в мире как форма, как перводвигатель (движение) и как всеоб щая цель (всеобщее благо). Рассматривая проблему государства и общества, Аристотель ут верждал, что человек есть политическое животное, которое инстин ктивно стремится к «совместному сожительству». Рабовладельчес кий строй, как полагал Аристотель, есть естественное положение, данное от природы, где раб выступает в качестве тела государства, а свободный человек в качестве души, которая должна господство вать над телом. Сущность государства в достижении всеобщего бла га. Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является «поли- тия» - смещение умеренной олигархии и умеренной демократии. Философия Платона и Аристотеля составляет классический пери од античной философии, соответствующий зениту философской мыс ли. Если для этого периода характерна относительно благоприятная социально-политическая обстановка, то следующий этап филосо фии приходится на период нестабильности в обществе. Восстания рабов, различные военные походы, возникающие как в Греции, так и в Риме, создают особое настроение не только среди обычных граж дан, но и в среде философов. В любой момент человек мог потерять все, включая и свою жизнь. Появляется ощущение страха и хрупкос ти человеческого существования, неспособности противостоять вне шним обстоятельствам, а отсюда — и понимание того, что человек не является хозяином своей судьбы. Возникает вопрос, как жить 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy