Самолет Як-42. Особенности технического обслуживания
ник, соответствующий диаметру троса, идущего к элерону (триммеру, рулю высоты и другим рулевым органам), и замеряют его натяжение. Оно должно быть в пределах величин, указанных в инструкции данно готипа ЛА. При отклонении величины натяжения от нормы расконтри- вают тандеры и, вращая муфты тандеров, регулируют натяжение тро сов. Одновременно следят, чтобы выступающая резьба муфты не пре вышала восьми ниток, а выход резьбы наконечников - трех ниток. Предварительное натяжение тросовой проводки обеспечивает ее безударную работу. Рассмотрим это на примере управления ру лем поворота. Будем считать, что на руль поворота действует аэро динамическая силаРз, педали управления жестко закреплены. При этом, если тросовая проводка не имела предварительного натяже ния, то в одной из ее 2 ветвей будет действовать сила Р{. (2) п L где Е — модуль упругости материала троса; F~ площадь поперечного сечения троса; L - длина троса; 6j - удлинение троса; I vih — плечи качалок. Так как одна ветвь троса удлинится под действием силы Р, на величину 5р вторая ветвь троса провиснет. При смене направления силы во второй ветви троса будет действовать сила Р^, равная по величине Р,, при этом вторая ветвь троса удлинится на величину 82= 5|, а первая ветвь - провиснет. Провисание тросов недопустимо, так как при прекращении дей ствия силы Р3 зшругие силы растянутого троса будут стремиться со кратить его до первоначальной длины, что приведет к ударным нагруз кам на провисшей ветви за счет инерщюнности системы управления. В результате предварительного натяжения оба троса получат удлинение 5(у и на них будет действовать упругая сила Р = S • (3) L
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy