Отечественная история
нами общих ступеней общественного развития - формаций, каждая из которых характеризуется своими качественными особенностями общественных отношений. Формаций пять - первобытно общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, т.е. движение происходит от бесклассового об щества через классовое снова к бесклассовому. В рамках этой парадигмы решающее значение имеют эконо мические и социокультурные моменты, прежде всего материальное производство и производственно-экономические отношения. Логичность и обоснованность этой теории для своего време ни выдвинули ее на первое место среди концепций, объясняющих исторический процесс. Вместе с тем в ее рамках почти не были разработаны положения о влиянии на развитие человеческого об щества общекультурных факторов. В соответствии с цивилизационной парадигмой развитие каж дой страны и каждого этноса представляет собой последовательное прохождение ими стадий формирования, расцвета и упадка при сохранении на всех этих стадиях некоторых свойственных стране и этносу качественных цивилизационных характеристик. Понятие «цивилизация» появилось в античные времена, однако научные теории цивилизаций возникли значительно позже, в ХУШ в. Существуют три теории, рассматривающие понятие «цивилизация». Первая рассматривает цивилизацию как определенную ступень в раз витии культуры отдельных народов и регионов (А. Тойнби). Вторая теория, определяющая сущность цивилизации, за ключается в том, что ее понимают как конкретный этап общест венного развития, наступивший в жизни народов после эпохи ди кости и варварства, для которого характерно появление государств, городов, письменности и т.д. (Л. Морган). Третья - это понимание цивилизации как конечного момента в развитии культуры того или иного народа или региона, означаю щее ее-закат или упадок (О. Шпенглер). 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy