Отечественная история
в то же время власти пытались вести борьбу за повышение образовательного и культурного уровня населения. В декабре 1919 г. правительство издало Декрет о ликвидации неграмотности. Нача лось создание новой советской школы, которая состояла из двух ступеней. 1-я ступень включала 4 года обучения, 2-я - пять лет. Для подготовки в вузы молодежи из рабочей и крестьянской среды были созданы многочисленные рабфаки. Но отношение населения к образовательной работе, связан ной с агитационными кампаниями, зачастую оказывалось безраз личным и даже враждебным. Этому способствовала и острая не хватка школьных помещений, кадров и учебных принадлежностей. В итоге немалая часть выпускников ш1сол утрачивали полученные навыки. Тем не менее, по официальным данным, к концу 1920-х го дов 40% населения страны считались грамотными. Борясь со старыми обычаями и традициями, власти пытались воспитать нового человека, преданного идеалам коммунизма. Об разцами для подрал(ания должны были стать сами большевики - скромные, непритязательные в быту «рыцари революции». Однако представители власти вели себя совершенно противоположным образом. Принадлежность к партии становилась необходимой ос новой пути наверх. Формировалась новая советская элита. В области литературы и искусства большую роль в 1920-е го ды играл Пролеткульт. Его сторонники считали необходимым от бросить все культурные достижения прошлого и создать HOBJTO пролетарскую культуру. Условия НЭПа упрочили положение крестьянской общины как реального органа самоуправления крестьянского мира. Суще ствовавшие параллельно с общинами местные советы практически не влияли на жизнь крестьян. Попытки властей усилить свое влия ние на крестьянство, его культуру и менталитет оказались безре зультатными. 237
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy