Татарский язык
деревни приехали гости. Сэгать сигездэ вйдэн чыгып киттем. - В восемь часов я вышел из дома. 2. Временное значение: Мин сине сэгать биштвн бирле квтом. ~ Я жду тебя с пяти часов. Ала ике айдаи кайта. - Сестра вернется через два месяца. Бер сэгатьтвн сон дэрес башлана. - Через час начнется занятие (с послелогом), 3. Объектное значение: Энидэн посылка алдым. - От мамы получил посылку. Ул гел пальтодан йври. - Он всегда ходит в пальто. Китаптан батика белемле булып булмый. - Без книги невозможно стать образованным {с послелогом). 4. Значение причины: Миншатлыктанеланжибэудем. -Язап лакал от счастья. Эсседэн баш авырта. - Отжары болит голова. Контрольно-тренировочные упражнения 1. Определите значения исходного падежа, с данными сочетаниями составьте предложения. Судан чыгу, еч кеннэн кайту, егеттвн бYлэк алу, кайгыдан елау, яздан бирле укымау, заводтан чыгу, житэкчеден ишету, ачудан кычкыру. 2. К словам прибавьте аффикс исходного падежа и составьте словосочетания, определите их значение. Авыл, музей, еч сэгать, борчылу, калфак, чия, карацгылык, кибет, сузлек, шигырь, урман, болын, кием. 3. Используя данные выражения, составьте диалог. Ярый! - Ладно! Килештек! - Договорились! Мин каршы тугел! - Я не против! Рвхетленеп! - С удовольствием! Кызганыч! - Жаль! Булмый! - Не получается! Ышандыра алмыйм. - Не могу обнадеживать, Белмим. - Не знаю. Карап карармын. - Посмотрю. 4. Прочитайте отрывок и определите его главную мысль. Бер малайдан сораганнар: - Ускеч, кем буласын? - Жэен - укытучы, кышын - агроном! 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy