Татарский язык
3. Все собственные имена и их компоненты: Озын Гали (Высокорослый Гали), Яр Чаллы (Набережные Челны), Казансу елгасы (река Казанка), Сввмбикэ манарасы (башня Сююмбеки). 4, Имена нарицательные при особом стилистическом употреблении: Карлыгачым, очып кнлденме? - Ласточка моя, прилетела? Укалы калфагынны чыкчы киен, Былбылым! - Надень свой вышитый калфак, выйди ко мне, Былбылым! Орфоэпия Татарский литературный язык характеризуется установ ленными орфоэпическими нормами, имеет два основных стиля произношения: полный (или строгий) стиль и обиходно- разговорный (или свободный) стиль. Полный стиль употребляется, когда требуется отчетливое произношение всех звуков речи - в радиопередачах, в публичных выступлениях, при чтении лекций, на уроке. Обиходно-разговорный стиль употребляется при непосред ственном контакте людей - в диалогах. В обиходно-разговорном стиле слоги подвергаются стяжению или даже опускаются: алып бар-[тпар] (веди), мин эйтвм - [четой] (я говорю). Орфоэпические нормы в системе специфических гласных звуков татарского языка Гласная а°. В татарском языке этот звук имеет ярко выраженную заднеязычную артикуляцию. Он отличается от русского [а] тем, что имеет свой огубленный звуковой вариант: тар [та°р] - узкий, ат [а°т] - лошадь. По оттенку огубленности [а»] соответствует русскому предударному [о] в словах вода, товар и др. Степень огубленности звука зависит от положения в слове: чем дальше от начала слова, тем слабее выражена огубленность этого гласного: ба/тадарга[ба°ла°ла°рга] -дeтямvL'c.J^. 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy