Кесель Борис Александрович. Технология и организация ремонта газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения

шипников, втулках направляющих лопаток в виде изменений размеров и формы посадочных поверхностей. Результаты воз­ действия износа могут быть обнаружены в виде рисок, нади­ ров, схватывания, что характерно для таких элементов, как пазы замков, замковых частей лопаток, поверхности разъемов и т.п. (рис. 14). Вторым основным процессом, вызывающим интенсивный износ и разрушение, является усталость. Усталость на элементах и деталях компрессоров возникает вследствие аэродинамических и вибрационных изгибных сил и колебаний. Результатом накопленной в материале деталей ком­ прессора усталости является возникновение усталостных тре­ щин. Усталостные трещины возникают на обечайках корпусов, шлицах рабочих и направляющих лопаток, по сварным швам. Эрозионный износ лопаток приводит к ухудшению газоди­ намических параметров ГТД (тяги, удельного расхода топлива, кпд компрессоров). Максимальный эрозионный износ возникает на входных и выходных кромках рабочих и направляющих лопа­ ток. При значительном износе снижается запас устойчивости ком­ прессора по помпажу. Забоины на трактовых элементах компрессоров возникают, как следствие попадания в газовоздушный тракт посторонних предметов. Указанные забоины являются источниками возник­ новения усталостных трещин на лопатках. Коррозия проявляется на лопатках и кольцах входного на­ правляющего аппарата и направляющих аппаратах первых сту­ пеней компрессора. Деформация (коробления, овальность) вызывается перепа­ дами температур и жесткости корпусных деталей по длине и диа­ метру. В общих технических требованиях на ремонт компрессоров оговорено обеспечение: - радиальных зазоров между торцами рабочих лопаток и корпусами, аналогичных зазоров в лабиринтных уплотнениях; 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy