Кесель Борис Александрович. Технология и организация ремонта газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения

с целью повышения антифрикционных свойств трущихся пар, типа хвостовик лопатки «ласточкин хвост» - паз диска, на трущиеся поверхности наносят серебро. Химические покрытия достаточно широко применяются в ремонтном производстве. Наиболее распространенными хими­ ческими покрытиями являются: никелирование, хромирование, кобальтирование, фосфатирование и оксидирование. Процесс химического никелирования производят в ваннах, содержащих горячий раствор солей никеля и буферных добавок, а также гипофосфита. Большим преимуществом химического никелирования является возможность покрытия деталей сложной пространственной формы, а также деталей из алюминиевых спла­ вов. Обычно, никель-форфатное покрытие применяют в качестве износостойкого. Химическое хромирование позволяет получать твердые и рав­ номерные по толщине покрытия. К недостаткам метода следует отнести низкую скорость нанесения покрытия. Процесс фосфатирования заключается в создании на повер­ хности деталей пленки, состоящей из нерастворимых солей фос­ форной кислоты. Фосфатированию подвергаются стальные де­ тали для повышения их антифрикционных свойств. Фосфатиро­ вание улучшает приработку трущихся поверхностей и повышает стойкость против схватывания. Процесс фосфатирования проводят в ванне. Фосфатирован- ные детали в сочетании с лакокрасочными покрытиями имеют хорошую антикоррозионную стойкость от воздействия морской воды и ее паров. Оксидирование - создание искусственных окисных пленок, имеющих большую толщину и плотность по сравнению с есте­ ственными. На стальных деталях оксидные пленки толщиной 0,6...0,8 мкм состоят из окиси железа. Термическое оксидирова­ ние (воронение) производится при погружении деталей в расплав­ ленную селитру. Оксидирование широко применяют в ремонт­ ном производстве ГТД для защиты от коррозии цветных метал­ лов: алюминиевых и магниевых сплавов. Толщина оксидной плен­ 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy