Кесель Борис Александрович. Технология и организация ремонта газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения

даря ударному действию высокоскоростной импульсной водно- воздушной струи. Указанное воздействие из-за сообщаемой энер­ гии вызывает в материале фазовые превращения и снижает оста­ точные напряжения 2-го рода. Скорость струи при электрогидравлическом упрочнении со­ ставляет 1500 м/с, давление на обрабатываемой поверхности до­ стигает 500 МПа. Процесс реализуется в специальных камерах с коаксиальной электродной системой и насадками цилиндри- ческо-конической геометрии. Данный способ упрочнения при­ меняется при обработке сварных швов. Процесс является одним из наиболее прогрессивных и все его возможности до конца не исследованы. Наплавка износостойких материалов на рабочие поверхнос­ ти применяется для восстановления размеров изношенных дета­ лей машин. При изготовлении и ремонте наплавка позволяет по­ высить стойкость деталей против абразивного износа, электро­ химической коррозии, эрозии, кавитационного вымывания. Наплавочные материалы можно разделить на четыре основ­ ные группы: 1) сплавы на основе железа - углеродистые и легированные стали, высокохромистые чугуны, вольфрамовые или молибдено­ вые чугуны, сплавы с бором и хромом, сплавы с кобальтом, мо­ либденом и вольфрамом; 2) сплавы на основе никеля и кобальта - нихромы, нимо- ники, сплавы с бором и хромом (колмонои), сплавы с молибде­ ном (хастеллон), сплавы кобальта с хромом и вольфрамом (стел­ литы); 3) карбидные псевдосплавы - с карбидом вольфрама, с кар­ бидом хрома; 4) сплавы на основе меди - алюминиевые бронзы, свинцо­ вистые бронзы, оловяно-фосфористые бронзы. Процесс наплавки износостойких покрытий имеет специфи­ ческие особенности: высокую скорость расплавления и застыва­ ния, интенсивное протекание химических и термохимических про­ цессов. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy