Кесель Борис Александрович. Технология и организация ремонта газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения
На практике применяют два режима обкатки - упрочняю щий и упрочняюще-сглаживающий. Упрочняющую обкатку производят при высоких удельных давлениях, обеспечивая значительную глубину наклепа с боль шими остаточными напряжениями сжатия в поверхностном слое. Упрочняюще-сглаживающая обкатка наряду с повышением ус талостной прочности снижает исходную шероховатость поверх ности на 2-3 класса. Результаты упрочнения зависят от давления ролика, пода чи, скорости обкатки, числа проходов и свойств обкатываемого материала. Упрочняющая обкатка позволяет обеспечить степень наклепа поверхностного слоя в диапазоне от 24 до 40% при глу бине наклепа до 400 - 600 мкм (при сглаживании глубина накле па обычно не превышает 100 - 200 мкм) [7]. Упрочнение чеканкой осуществляется при воздействии удар ником (специальным бойком) на обрабатываемую деталь. Чекан ка осуществляется с помощью пневматического молотка. Галте- ли валов и других деталей, имеющих форму тел вращения, обра батывают на токарных станках, в суппорте которых закрепляют чеканочное приспособление. В результате чеканки создаются высокие остаточные напряжения сжатия (до 1000 МПа). Глубина наклепа может достигать недостижимых для других методов зна чений - 35 мм, а шероховатость поверхности - R^20. Упрочнение осуществляется также микрошариками, гидро галтовкой дробью, гидродробеструйной и гидроабразивной об работкой. Для уменьшения шероховатости поверхности при упроч нении дробью используют жидкость, которую подают в зону об работки. При таком способе обработки удар дроби происходит через пленку жидкости, в результате чего нагрузка распределя ется более равномерно, уменьшается вероятность перенаклепа и шероховатость поверхности. Процесс гидрогалтовки дробью осуществляется с помощью специальных установок, в которых подача дроби с жидкостью осуществляется лопастями вращаю щегося ротора под действием центробежных сил. 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy