Кесель Борис Александрович. Технология и организация ремонта газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения

При выборе режимов обработки следует иметь в виду, что качество обработки зависит от скорости, размера и расхода дро­ би, качества обрабатываемого материала, продолжительности об­ работки, расстояния от среза сопла до обрабатываемой поверх­ ности. Указанные технологические факторы влияют на шерохо­ ватость поверхности, степень и глубину наклепа и остаточные напряжения. Высота микронеровностей увеличивается с ростом скорости и диаметра дробинок. При дробеструйной обработке мягких материалов шероховатость поверхности может достигать R,2^ а твердых материалов (HRC 50-60) до ^ Центробежно-шариковый наклеп осуш;ествляется при помо- ш;и центробежных (ротационных) упрочнителей, принцип дей­ ствия которых основан на использовании кинетической энергии стальных шариков в гнездах враш;аюш;егося ротора [7]. При вра- ш;ении ротора шарики наносят удар по обрабатываемой поверх­ ности и отталкиваются вглубь гнезда. Центробежно-шариковый наклеп позволяет получать накле­ панный слой глубиной до 1,5 мм. Твердость поверхностного слоя повышается на 50%, шероховатость ухудшается на 1...2 класса. Остаточные напряжения в поверхностном слое величины могут достичь 800 МПа. Дробеструйную обработку применяют при ремонте зубча­ тых колес, а центробежно-шариковый наклеп - для окончатель­ ной обработки деталей двигателей внутреннего сгорания и дизе­ лей - коленчатых валов, гильз цилиндров, поршневых колец, вкла­ дышей подшипников. Роликовая обкатка применяется для упрочнения накатыва­ нием концентраторов напряжений. В случае использования в кон­ струкции деталей высокопрочных и легированных сталей эффек­ тивность упрочнения роликовой обкаткой концентраторов напря­ жений на указанных деталях повышается с увеличением сечения этих деталей. По технологии ЦНИИТМАШа [6] данный метод в услови­ ях вибрационного накатывания позволяет повысить прочность шлицевых валов на 30-40%. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy