Кесель Борис Александрович. Технология и организация ремонта газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения

Такой подход особенно важен при разработке технологи­ ческих процессов восстановления работоспособности деталей ГТД при ремонте с накопленной поврежденностью, приобретен­ ной на предшествующих этапах эксплуатации. § 3.3. Технологические средства повышения долговечности деталей ГТД при ремонте Потеря работоспособности деталей ГТД чаще всего начи­ нается с образования дефектов на поверхности деталей (см. § 3.2). Указанное обстоятельство обусловливает развитие основно­ го направления ремонтных технологий - обеспечение долговеч­ ности деталей ГТД. В свою очередь, обеспечение долговечности деталей в ремонтной технологии требует создания весьма разно­ образных технологических процессов. В основу классификации методов обработки деталей ГТД при ремонте (рис. 12) положена известная классификация методов обработки поверхностей дета­ лей машин, использующаяся в процессе их изготовления [7]. Разработанная классификация содержит полный набор из­ вестных на сегодняшний день технологических процессов, спо­ собных восстановить характеристики долговечности деталей ГТД. Часть из указанных технологических процессов применяется на практике достаточно широко, часть требует адаптации к приме­ нению в технологии ремонта ГТД. Приведенные в классификации технологические методы об­ работки поверхностей деталей ГТД при ремонте имеют гранич­ ные возможности применения. Для более четкого понимания воз­ можностей применения того или иного метода рассмотрим крат­ ко сущность каждого из них. Дробеструйный и центробежно-шариковый наклеп [7] выпол­ няется на пневматических или механических дробеметах. Эффек­ тивность дробеструйного наклепа зависит от глубины наклепан­ ного слоя и определяется кинетической энергией дроби и длитель­ ностью процесса наклепа. Данный вид наклепа обеспечивает по­ вышение твердости металла и появление в поверхностном слое значительных напряжений сжатия. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy