Кесель Борис Александрович. Технология и организация ремонта газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения

Адсорбционная усталость - процесс возникновения трещин в деталях ГТД при одновременном действии многократных цик­ лических деформаций и адсорбирующихся поверхностно-актив­ ных веществ. Данный вид усталостного разрушения характерен для деталей, работающих в жидких средах (элементы масляных, топливных, гидравлических насосов). Процесс адсорбционной усталости в значительной мере замедляется при наличии на деталях защитных окисных пле­ нок. 3.2.3. Воздействие коррозии и эрозии иа детали ГТД Коррозия и эрозия являются недопустимыми видами повер­ хностных повреждений деталей ГТД. При коррозии разрушение материала происходит в результате его взаимодействия с жидкой или газообразной средой. Эрозионное разрушение является следствием динамическо­ го воздействия на материал деталей ГТД твердых и жидких час­ тиц газовых потоков или электрических зарядов. По своей природе коррозионные и эрозионные процессы различны, но в ряде случаев они сопровождают друг друга. Разнообразие условий эксплуатации ГТД авиационного, морского и наземного назначения обусловливает многообразие форм протекания коррозии[7] (рис. 10). Химическая коррозия объединяет достаточно много процес­ сов химического взаимодействия с агрессивными средами различ­ ного состава. Основным среди указанных процессов химическо­ го взаимодействия является процесс взаимодействия металла с кислородом. Общие закономерности протекания процессов хи­ мической коррозии подчиняются процессам окисления металлов с кислородом. Электрохимическая коррозия определяется строением кор­ розионной среды. В качестве электролита могут выступать вода, водные и неводные растворы солей, кислот, оснований. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy