Кесель Борис Александрович. Технология и организация ремонта газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения
и в сочетании с нагружением трением в условиях воздействия внешней газовой и жидких сред. В практике различают явления много- и малоцикловой ус талости, фреттинг-усталости. Многоцикловая усталость обусловлена циклическим нагру жением, при котором деформация во время каждого цикла в зна чительной степени упруга. Малоцикловая усталость обусловлена циклическим нагру жением, при котором деформация во время каждого цикла про исходит в зоне пластичности. Фреттинг-усталость представляет собой усталостное раз рушение вследствие фреттинг-процесса. Причинами возникно вения фреттинг-усталости могут быть: абразивное действие ше роховатостей контактируюш;их поверхностей, циклические ка сательные напряжения в зоне фреттинга. С технологической точки зрения значительное влияние на развитие дефектов уста лостного характера оказывает качество поверхности деталей. Ус тановлено, что почти во всех случаях усталостного разрушения процесс начинается с поверхности детали. Это происходит из-за того, что металл поверхностного слоя детали находится в наиболее неблагоприятных условиях нагружения деталей, что вызывает наибольшие напряжения в поверхностных слоях ма териала деталей. В качестве комбинированных, с точки зрения нагрузок, про цессов, способствуюш;их разрушению деталей ГТД, следует ука зать коррозионную и адсорбционную усталости. Коррозионная усталость - процесс возникновения треш;ин в деталях ГТД при одновременном воздействии многократного (циклического) деформирования и химически активных сред. Данный процесс характерен для ГТД наземного и морского при менения. При коррозионной усталости, как и при указанных про цессах усталости, треш;ины появляются в поверхностном слое де тали и распространяются вглубь, приводя к уменьшению несу- ш;его сечения. Процесс завершается быстрым разрушением остав шегося сечения детали. 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy