Кесель Борис Александрович. Технология и организация ремонта газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения

и в сочетании с нагружением трением в условиях воздействия внешней газовой и жидких сред. В практике различают явления много- и малоцикловой ус­ талости, фреттинг-усталости. Многоцикловая усталость обусловлена циклическим нагру­ жением, при котором деформация во время каждого цикла в зна­ чительной степени упруга. Малоцикловая усталость обусловлена циклическим нагру­ жением, при котором деформация во время каждого цикла про­ исходит в зоне пластичности. Фреттинг-усталость представляет собой усталостное раз­ рушение вследствие фреттинг-процесса. Причинами возникно­ вения фреттинг-усталости могут быть: абразивное действие ше­ роховатостей контактируюш;их поверхностей, циклические ка­ сательные напряжения в зоне фреттинга. С технологической точки зрения значительное влияние на развитие дефектов уста­ лостного характера оказывает качество поверхности деталей. Ус­ тановлено, что почти во всех случаях усталостного разрушения процесс начинается с поверхности детали. Это происходит из-за того, что металл поверхностного слоя детали находится в наиболее неблагоприятных условиях нагружения деталей, что вызывает наибольшие напряжения в поверхностных слоях ма­ териала деталей. В качестве комбинированных, с точки зрения нагрузок, про­ цессов, способствуюш;их разрушению деталей ГТД, следует ука­ зать коррозионную и адсорбционную усталости. Коррозионная усталость - процесс возникновения треш;ин в деталях ГТД при одновременном воздействии многократного (циклического) деформирования и химически активных сред. Данный процесс характерен для ГТД наземного и морского при­ менения. При коррозионной усталости, как и при указанных про­ цессах усталости, треш;ины появляются в поверхностном слое де­ тали и распространяются вглубь, приводя к уменьшению несу- ш;его сечения. Процесс завершается быстрым разрушением остав­ шегося сечения детали. 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy