Кесель Борис Александрович. Технология и организация ремонта газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения

в газотурбинных двигателях встречаются все виды износа, приведенные в настоящем разделе. Нормальный механический износ окислительного происхож­ дения имеет место практически во всех коробках приводов само­ летных и моторных агрегатов, на подшипниковых цапфах комп­ рессоров, валах турбин. Механическая форма абразивного износа имеет место на трактовых деталях компрессоров, турбин и камеры сгорания. Это объясняется тем, что источником появления абразивных частиц в значительной мере является цикловой воздух. Дефекты, обусловленные повреждаемостью в виде схваты­ вания 1-го и 2-го родов, встречаются в газотурбинных двигате­ лях достаточно редко и являются в основном следствием дефек­ тов и неисправностей системы смазки двигателя. Процессы фреттинг-износа достаточно широко проявляют­ ся на контактных плош;адках антивибрационных полок лопаток компрессоров и на контактных плош;адках бандажных полок тур­ бины. Кроме того, фреттинг-износ имеет место на боковых по­ верхностях востовиков компрессорных лопаток типа «ласточкин хвост». Формы износа в виде усталости при качении имеют место на подшипниках узлов двигателей и коробке приводов самолет­ ных и моторных агрегатов. 3.2.2. Явление усталостного разрушения элементов ГТД Явления усталостного разрушения деталей ГТД связаны с пластической деформацией, при которой происходит реализа­ ция различных механизмов взаимодействия дислокаций, скопле­ ние вакансий и зарождение усталостных треш;ин. Дислокация - это линейное несовершенство кристаллических решеток металлов, которое в двух измерениях имеет размеры по­ рядка атомных, а в третьем измерении - гораздо больший размер. Процессы усталостного разрушения являются следствием циклических нагружений деталей ГТД как в чистом виде, так 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy