Кесель Борис Александрович. Технология и организация ремонта газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения
Взаимодействие изделия с протекающими в нем процессами изменения технического состояния принято представлять в виде некоторой аналогии замкнутой системы автоматического регу лирования. Выходные параметры изделия, определяющие его ра ботоспособность, изменяются в результате внешних эксплуата ционных и внутренних воздействий вследствие изменения состо яния самого изделия. Таким образом, общей причиной отказов изделия в процес се эксплуатации является необратимое изменение его параметров во времени, обусловленное происходящими в изделии физико-хи мическими процессами. Анализом физических закономерностей изменения состоя ния изделия занимается одно из сравнительно новых направле ний науки о надежности машин - физика отказов. Изменения параметров изделий во времени, обусловленные происходящими в газотурбинных двигателях физико-химически ми процессами, являются наиболее общей причиной отказов [6]. В свою очередь, классификация отказов технических устройств по их физической природе должна быть построена на классифи кации физико-химических процессов, непосредственно или кос венно влияющих на работоспособность деталей, возникновение отказов и условий их протекания. Такая классификация процессов может быть проведена по следующим признакам [6]: - типу материала детали; - месту протекания процессов, влияющих на работоспособ ность детали; - виду энергии, определяющей характер процесса; - типу эксплуатационного воздействия; - характеру (внутреннему механизму) процесса. Следует отметить, что газотурбинные двигатели являют ся в своей основе механическими системами. Для механичес ких систем классификация, учитывающая процессы разруше ния, представлена в [7] и содержит следующие процессы разру шения: 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy