Изучаем татарский язык

0леш саны {дробные числительные) представляют частный слу­ чай количественных числительных. Знаменатель в форме исходно­ го падежа стоит на первом месте, а числитель на втором в основном падеже: ечтен ике (две третьих), уннан биш (пять десятых), алты бешен уннан еч (шесть целых и три десятых). Тэртип саны {порядковые числительные) об|мзукяся от основы количественных числительных с помощьюаффикса -ынчы/-енче/^чы/ -нче и отвечают на вопрос ниченче? (который?). В сложных и состав­ ных числительных данный аффикс присоединяется к последнему компоненту; йез егерме бишенче (сто двадцать пятый). Порядковые числительные выражают последовательность предметов, расположен­ ных в естественном числовом порядке, и эта последовательность осознается как их признак. .Ж,ыю саны {собирательные числительные) образуются с помо­ щью аффикса -т'/-еу и отвечают на вопрос ничеу? (сколько?). Соби­ рательные числительные выражают количество как совокупность: ечеу килдек (приехали втроем), м^деу бардык (ходили всемером). Булем саны {разделительные числительные) образуются с помо­ щью аффикса -ар/-ер (после согласных) и -шар/-шер (после гласных) и отвечают на вопрос ничешер? (по скольку?). Семантика этих чис^ лительных в том, что она «использует идею абстрактных чисел для разбивки предметов по однородным группам»: Эби кулына икеш&р алма тожач та, осталдэ биш алма калды. — И после того как бабуш­ ка взяла в каждую руку по два яблока, на столе осталось еще пять яблок. Данные числительные в татарском языке также используют­ ся для вьщеления предметов по одинаковым количественным при­ знакам: Кара урмак.. £ ии1вр гасыр ускэн великаннар, барсы калын, барсы мэЬабэг. — Дpe^^5^ий лес... Великаны, растущие (каждый) по пять веков, все толстые, все величавые. Разделительные числительные всех форм MorjT^ принимать дополнительно аффикс -лап/-леп\ икешерлеп (по два), бишерлеп (по пять). Чама саны {числительные приблизительного счета) обозначают количество предметов приблизительно, примерно и отвечают на воп­ рос HU4merfi (примерно сколько?). 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy