Дубровская Елена Станиславовна. Экономическая теория : учебное пособие

4. Несбалансированность спроса и предложения. 5. Отсутствие у потребителя права выбора товара. Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков. По объектам можно выделить: рынок товаров и услуг; рынок рабочей силы; рынок средств производства (капитала); рынок ценных бумаг, валюты; рынок научно-технических разработок, патентов; рынок информации и др. По субъектам: рынок покупателей, рынок продавцов, рынок государ­ ственных учреждений, рынок промежуточных продавцов-посредников. В пространственном разрезе выделяют: местный (локальный) рынок, региональный, внутренний, внешний, национальный, мировой рынки. 6.2. Спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Спросом называется количество товаров и услуг, имеющееся на дан­ ном рынке, которое покупатель готов приобретать по определенной цене, то есть платежеспособная потребность. Между рыночной ценой и количеством реализованного товара сущест­ вует определенная обратная связь. Предположим, что при цене 30 руб. за од­ ну условную единицу товара покупатель готов купить лишь 1 единицу блага, при цене 15 руб. - 3 единицы и т.д. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть представлена графиком (см. рис.2). Q Рис.2. Кривая спроса. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy