Дубровская Елена Станиславовна. Экономическая теория : учебное пособие
в соответствии с трудовой теорией стоимости, обмениваемые товары' имеют общую основу в виде трудовых затрат, которые ,и определяют стои мость. Стоимость - овеществленный в товаре общественный труд. Стои мость - не природное свойство, а общественное отношение между произво дителями товаров, скрытое вещной оболочкой; Меновая стоимость пред ставляет собой форму стоимости, внешнее проявление ее в акте обмена и развивается с развитием самого обмена. По К.Марксу труд товаропроизводителя является двойственным. С од ной стороны, это труд определенного вида. Он характеризуется применени ем определенных орудий труда, определенными профессиональными навы ками работника и вполне конкретным результатом - определенной потреби тельной стоимостью. Поэтому создающий ее труд получил название кон кретного труда. , . С другой стороны, труд - это затраты рабочей силы вообще, безотно сительно к ее конкретной форме, частица совокупного общественного труда. Это абстрактный труд, именно он создает стоимость, ибо является тем об щим в труде различных специалистов, что позволяет приравнивать разные потребительные стоимости друг к другу. Различались взгляды экономистов-классиков на меру стоимосзти. А.Смит за меру стоимости принимал рабочее время. Д.Рикардо - рабочее время на производство товара в худших условиях производства, К.Маркс оп ределял величину стоимости как общественно-необходимое рабочее время, которое идет на производство продукта при общественно-нормальных усло виях производства, то есть при среднем уровне умелости и интенсивности труда. С точки зрения представителей теории, предельной полезности (К.Менгер, Бем-Баверк, Л.Вапьрас и др.) стоимость определяется исходя из субъективных оценок покупателя. Эта теория базирует на исследовании пре дельных (дополнительных, последних) полезностей потребляемых благ и их влияния на спрос. В теории предельной полезности объективность экономических отно шений заменяется анализом субъективио-психологинеских оценок людей, ценность предстает как результат своеобрадного рт^ношения между челове ком и веЩьЮ; 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy