Дубровская Елена Станиславовна. Экономическая теория : учебное пособие

раскрыл механизм дифференциальной ренты. Его учение легло в основу анг­ лийского утопического социализма. Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали теоретическую концеп­ цию, получившую обобщенное название "марксизм". Марксизм, или теория научного социализма (коммунизма), - важней­ ший этап в экономической теории, представляющий собой всестороннее ис­ следование законов развития капиталистического общества и концепцию со­ циализма (коммунизма) как новой экономической системы. Последняя ха­ рактеризуется формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость, ведение хозяйства по единому плану. Карл Маркс (1818-1883гг.) - немецкий мыслитель-энциклопедист. Ро­ дился в семье адвоката. Отличаясь большой работоспособностью и увлечен­ ностью, К.Маркс н его многочисленная семья жили в бедности, потому что он почти никогда не имел оплачиваемой работы. Финансовую поддержку он получал, в основном, от родителей жены - баронессы фон Вестфален и- сво­ его друга и соратника Фридриха Энгельса (1820-1895гг.), потомственного фабриканта. Главный труд К.Маркса - "Капитал" (1876г.). Это произведение можно отнести к шедеврам немецкой науки. Главные заслуги К.Маркса: - создано учение об общественно-экономических формациях, причи­ нах их смены; - раскрыты законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения - противоречия, исторически приходящий характер капита­ лизма как формации; - разработаны теории воспроизводства и экономических кризисов, це­ ны производства; - созданы учение о двойственном характере труда, воплощенного в то­ варе, противоречиях в товаре, учение о прибавочной стоимости; - раскрыты сущность абсолютной ренты, наемного труда, дана общая характеристика капиталистической эксплуатации. • В конце XIX - начале XX века происходит отказ от теории классиче­ ской и1колы, который характеризует переход от аналитического типа наукн к 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy