Методы и средства измерения аэродинамических углов летательных аппаратов
технические возможности ЛА, обеспечить безопасность и эффек тивность полетов. Как показывает опыт эксплуатации отечественной и зарубеж ной авиационной техники, эффективность использования инфор мации по аэродинамическим углам в ряде случаев ограничивается применением флюгерных датчиков углов атаки и скольжения, ко торые обладают низкой чувствительностью при малых скоростных напорах, недостаточной надежностью и значительными динамиче скими погрешностями на неустановившихся режимах полета, а также при полетах на больших высотах. Поэтому исследуют бес флюгерные методы и средства измерения аэродинамических углов. Большой вклад в развитие этого направления внесли; Б.Н. Петров, Р.В. Студнев, В.В. Горбатенко, В.П. Ершов, Б.М. Абрамов, Г.Е. Бельфор, Н.Б. Костиков, Г.И. Клюев, Ю.А. Арзамасцев, Б.Е. Гераськин, А.И. Сучков, С.Б. Шавырин, B.C. Кочетков, А.Н. Петунин, Н.Ф. Пешехонов, В.Я. Фридланд, Ю.К. Полищук, Н.С. Овечкин, А.Б. Крымов, М.Я. Чирсков, В.В. Волгин, В.А. Ференец, В.Б. Живетин, А.С. Иванчук, Ф.А. Танеев, А.А. Порунов и ряд других ученых и специалистов. Из зарубежных исследователей следует отметить работы Д.Брауна (Юнайтед Контрол, США), Б.Питчеса (Ферранти, Анг лия), Ф.Класа (Джи-Тек Ассошиэйтед, США), Р.Квинликена (Дженерал Электрик, США), Х.Миллера (Сперри Ранд, США), Р.Галлингтона (Академия Воздушных Сил, США), а также Е.Квантбинеи, Р.О'Лоуна, П.Фримана (США), Г.Шанзера (Фран ция) и др. Несмотря на достигнутые успехи, современные бортовые средства измерения аэродинамических углов не полностью удовле творяют возрастающим требованиям по точности, диапазону рабо чих скоростей, автономности. В частности, широко используемые на зарубежных самолетах щелевые датчики с пневмоприводом, как и флюгерные, являются критичными к нагружению подвижной системы и при скоростях полета менее 100 км/ч имеют погрешно сти до 2 - 5°. При увеличении скорости их инструментальная точ ность также ограничена значениями 0,25 - 0,35°. Перспективы развития ЛА с вертикальным и коротким взле том и посадкой, необходимость измерения с высокой точностью аэродинамических углов на вертолетах, при аэродинамических и летных испытаниях новых типов самолетов с целью уточнения их технических возможностей и характеристик, ставят задачу получе ния сигналов по углам атаки и скольжения уже при скоростях по лета 5 - 1 0 км/ч. Дальнейшее повышение безопасности и эффек
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy