Методы и средства измерения аэродинамических углов летательных аппаратов

П Р Е ДИС ЛО ВИЕ Развитие и эффективность применения авиационной техники неразрывно связаны с совершенствованием бортовых средств ин­ формационного обеспечения полета летательных аппаратов (ЛА). Улучшение летно-технических характеристик самолетов и вертоле­ тов, развитие и расширение области применения малой авиации, экранопланов и других воздушно-транспортных средств, повыше­ ние требований к уровню безопасности полета, качеству пилотиро­ вания и эффективности решения полетных задач обусловливают необходимость пополнения арсенала средств измерения парамет­ ров полета ЛА. При этом в зависимости от объекта применения средства информационного обеспечения должны отвечать опреде­ ленной совокупности требований по функциональным, метрологи­ ческим, эксплуатационным, конструктивно-компоновочным и дру­ гим характеристикам, удовлетворение которых в ряде случаев не представляется возможным при использовании традиционных ме­ тодов и средств измерения. Полеты большого класса летательных аппаратов осуществля­ ются в пределах атмосферы, где выполнение основных полетных задач связано с пилотированием по вектору воздушной скорости, положение которого в связанной и скоростной системах координат определяется аэродинамическими углами - углами атаки и сколь­ жения. Угол атаки является основным аэродинамическим парамет­ ром, определяющим поведение ЛА в воздухе и его пилотажные ха­ рактеристики. Сигналы по углу атаки используют как основные при предупреждении и предотвращении критических режимов по­ лета, для улучшения устойчивости и управляемости ЛА, при реали­ зации адаптивной аэродинамики крыла и управлении тягой двига­ телей, при управлении ракетным и стрелковым оружием, при ре­ шении ряда оперативно-тактических задач. Информация по углу скольжения играет важную роль при взлете и посадке, отказе дви­ гателей, выполнении пространственных маневров и выводе ЛА из аэроинерциального вращения или штопора, а также при бомбоме­ тании и стрельбе. Наличие достоверной информации по аэродина­ мическим углам позволяет наиболее полно использовать летно-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy