Методы и средства измерения аэродинамических углов летательных аппаратов
-29- Для ЛА, совершающих полет в атмосфере, характерно суще ственное влияние величины и знака текущих значений углов атаки и скольжения на динамику полета. Это обстоятельство находит свое отражение в том, что в дифференциальное уравнение движе ния ЛА относительно центра масс входит большое число членов, зависящих от а и р. Измерительная система, моделирующая уравнение динамики движения ЛА, преобразованное относительно одного или обоих аэродинамических углов, позволяет определить их текущее значение. Принцип построения и особенности одной из таких самона страивающихся систем рассмотрены в работе [14]. Инструментовка системы предусматривает наличие высокоточных и быстродейст вующих автономных датчиков скорости полета, угловых скоростей и ускорений по связанным осям, датчиков углового положения ЛА относительно земной поверхности и бортовой вычислительной машины. Наряду с инструментальными погрешностями для нее также характерны методические погрешности из-за неполного учета аэ родинамики и состояния среды при формализации движения ЛА. При относительной сложности и неавтономности рассматриваемая система обеспечивает точность измерения истинных аэродинами ческих углов ±1-^2° [14], также недостаточную для решения ряда пилотажных и специальных задач. Использование гироскопиче ских измерителей ограничивает ресурс и надежность ее работы. Методы косвенной оценки не позволяют определить аэроди намические углы при разгоне и отрыве, nf)M посадке и полете вбли зи земли, а также на неустановившихся режимах полета. Основным преимуществом данного направления является возможность ис пользования для определения аэродинамических углов датчиков, не имеющих непосредственного контакта с набегающим потоком, что особенно важно при больших (в частности, гиперзвуковых) скоростях полета. Последнее определяет перспективность его ис пользования на космических аппаратах, на входящих в плотные слои атмосферы объектах и ракетах различного назначения. С точки зрения применения методов косвенной оценки аэро динамических углов на самолетах, их совершенствование должно быть направлено на уточнение алгоритмов вычисления путем ис пользования информации о состоянии среды и аэродинамических свойствах объекта, а также на повышение быстродействия, точно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy