Методы и средства измерения аэродинамических углов летательных аппаратов

-29- Для ЛА, совершающих полет в атмосфере, характерно суще­ ственное влияние величины и знака текущих значений углов атаки и скольжения на динамику полета. Это обстоятельство находит свое отражение в том, что в дифференциальное уравнение движе­ ния ЛА относительно центра масс входит большое число членов, зависящих от а и р. Измерительная система, моделирующая уравнение динамики движения ЛА, преобразованное относительно одного или обоих аэродинамических углов, позволяет определить их текущее значение. Принцип построения и особенности одной из таких самона­ страивающихся систем рассмотрены в работе [14]. Инструментовка системы предусматривает наличие высокоточных и быстродейст­ вующих автономных датчиков скорости полета, угловых скоростей и ускорений по связанным осям, датчиков углового положения ЛА относительно земной поверхности и бортовой вычислительной машины. Наряду с инструментальными погрешностями для нее также характерны методические погрешности из-за неполного учета аэ­ родинамики и состояния среды при формализации движения ЛА. При относительной сложности и неавтономности рассматриваемая система обеспечивает точность измерения истинных аэродинами­ ческих углов ±1-^2° [14], также недостаточную для решения ряда пилотажных и специальных задач. Использование гироскопиче­ ских измерителей ограничивает ресурс и надежность ее работы. Методы косвенной оценки не позволяют определить аэроди­ намические углы при разгоне и отрыве, nf)M посадке и полете вбли­ зи земли, а также на неустановившихся режимах полета. Основным преимуществом данного направления является возможность ис­ пользования для определения аэродинамических углов датчиков, не имеющих непосредственного контакта с набегающим потоком, что особенно важно при больших (в частности, гиперзвуковых) скоростях полета. Последнее определяет перспективность его ис­ пользования на космических аппаратах, на входящих в плотные слои атмосферы объектах и ракетах различного назначения. С точки зрения применения методов косвенной оценки аэро­ динамических углов на самолетах, их совершенствование должно быть направлено на уточнение алгоритмов вычисления путем ис­ пользования информации о состоянии среды и аэродинамических свойствах объекта, а также на повышение быстродействия, точно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy