Методы и средства измерения аэродинамических углов летательных аппаратов

-18- и ниже, причем для последних эта необходимость сохраняется до скоростей, соответствующих числам М полета, равным 1,5-2,5. Диапазон рабочих углов атаки самолета находится в пределах (-20)-н(+40)°, углов скольжения - ±15-ь20°. Для самолетов с верти­ кальным взлетом и посадкой угол скольжения может изменяться в диапазоне ±70-5-90°. В последние годы все большую актуальность приобретает за­ дача измерения углов атаки и скольжения на вертолетах, где ис­ пользование традиционных средств затрудняется низкими (до 5-10 км/ч) рабочими скоростями полета при значительных аэ­ родинамических возмущениях от вращающихся лопастей. Требуе­ мая точность измерения аэродинамических углов вертолета со­ ставляет ±0,15-1-0,3°, диапазон измерения - до +180°. Дальнейшее повышение точности измерения аэродинамиче­ ских углов, по-видимому, окажется нецелесообразным, так как не позволит заметно повысить безопасность и экономичность полетов. На задание и выдерживание оптимальных режимов большее влияние будут оказывать устойчивость и управляемость ЛА, а также точность определения и выдерживания других пилотаж­ ных параметров. Требования на разработку измерителей аэродинамических уг­ лов вытекают как из функциональных задач, так и задач рацио­ нального проектирования, производства и эксплуатации, с учетом возможного экспорта или продажи лицензии на производство, перспектив развития техники и элементной базы, технико- экономических, правовых, психологических и других аспектов. Не­ обходимо также, чтобы структура технических требований уже на этапе НИР позволяла судить о перспективности и эффективности разработки, целесообразности доведения ее до промышленного внедрения и тем самым предопределять выработку и определение в соответствии с ними обобщенного критерия, количественно ха­ рактеризующего научно-технический уровень (качество) создавае­ мого изделия. Структура общих требований, предъявляемых к измеритель­ ным преобразователям ЛА и достаточно полно отвечающая изло­ женному подходу, предложена В.А. Ференцом. Разработанная на ее основе классификационная схема требований к датчику аэроди­ намических углов приведена на рис. 1.6. Специфика функциональных и производственных задач обу­ словливает разделение общих требований к ДАУ на тактико- технические и производственно-экономические. В соответствии со

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy