Методы и средства измерения аэродинамических углов летательных аппаратов

-11- Соб.ственное движение ЛА в продольной плоскости является колебательным и состоит из двух взаимно накладывающихся друг на друга колебаний: колебаний малого периода Т^=1^5 с, характе­ ризующих короткопериодическое движение, и длиннопериодиче- ского фугоидного движения с периодом 7^=20-^30 с [3]. При пилотировании ЛА достоверная информация об углах атаки и скольжения необходима на многих режимах, в частности, при взлете и посадке, полете на малой скорости, выполнении ма­ невров и особенно на предельных режимах полета. Наличие ее по­ зволяет выполнять указанные этапы при минимальном расходе то­ плива, повышать дальность и безопасность полета, наиболее полно использовать боевые и летно-технические возможности ЛА. Рассмотрим влияние точности определения аэродинамиче­ ских углов на показатели эффективности выполнения основных этапов полета самолета [4]. Эффективность полета неразрывно связана с экономией топ­ лива. Особое значение этот вопрос приобретает на этапе взлета, разгона и набора высоты, где для некоторых самолетов расход топ­ лива может составлять до 40 - 60% всего запаса [5]. Расход топлива пропорционален весу самолета и зависит от его лобового сопротивления, особенно при малых избытках тяги. Снижение расхода топлива при взлете возможно путем вы­ держивания оптимального угла атаки при котором ускорение разбега максимально. Значение зависит от силы трения колес и при взлете по бетонной взлетно-посадочной полосе (ВПП) состав­ ляет 2 - 3°, что обычно обеспечивается высотой шасси переднего колеса [5]. При взлете с мягкого, увлажненного или мокрого грунта, а также с заснеженных ВПП силы трения колес значительно воз­ растают. Поэтому угол атаки самолета как можно раньше увеличи­ вают до угла отрыва и разбег выполняют сразу после подъема переднего колеса, соответствующего для различных типов самоле­ тов скорости 150 - 300 км/ч [5]. На этапе взлета самолета информация по углу атаки необхо­ дима для достижения минимальной длины разбега, экономии топ­ лива и обеспечения безопасности взлета. С этой целью при скоро­ сти разбега около 110 - 130 км/ч, когда эффективность стабилиза­ тора оказывается достаточной, угол атаки самолета увеличивается до угла отрыва а„^. Рекомендуемое значение для различных типов самолетов находится в пределах 8 - 12° [5].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy