Методы и средства измерения аэродинамических углов летательных аппаратов
-11- Соб.ственное движение ЛА в продольной плоскости является колебательным и состоит из двух взаимно накладывающихся друг на друга колебаний: колебаний малого периода Т^=1^5 с, характе ризующих короткопериодическое движение, и длиннопериодиче- ского фугоидного движения с периодом 7^=20-^30 с [3]. При пилотировании ЛА достоверная информация об углах атаки и скольжения необходима на многих режимах, в частности, при взлете и посадке, полете на малой скорости, выполнении ма невров и особенно на предельных режимах полета. Наличие ее по зволяет выполнять указанные этапы при минимальном расходе то плива, повышать дальность и безопасность полета, наиболее полно использовать боевые и летно-технические возможности ЛА. Рассмотрим влияние точности определения аэродинамиче ских углов на показатели эффективности выполнения основных этапов полета самолета [4]. Эффективность полета неразрывно связана с экономией топ лива. Особое значение этот вопрос приобретает на этапе взлета, разгона и набора высоты, где для некоторых самолетов расход топ лива может составлять до 40 - 60% всего запаса [5]. Расход топлива пропорционален весу самолета и зависит от его лобового сопротивления, особенно при малых избытках тяги. Снижение расхода топлива при взлете возможно путем вы держивания оптимального угла атаки при котором ускорение разбега максимально. Значение зависит от силы трения колес и при взлете по бетонной взлетно-посадочной полосе (ВПП) состав ляет 2 - 3°, что обычно обеспечивается высотой шасси переднего колеса [5]. При взлете с мягкого, увлажненного или мокрого грунта, а также с заснеженных ВПП силы трения колес значительно воз растают. Поэтому угол атаки самолета как можно раньше увеличи вают до угла отрыва и разбег выполняют сразу после подъема переднего колеса, соответствующего для различных типов самоле тов скорости 150 - 300 км/ч [5]. На этапе взлета самолета информация по углу атаки необхо дима для достижения минимальной длины разбега, экономии топ лива и обеспечения безопасности взлета. С этой целью при скоро сти разбега около 110 - 130 км/ч, когда эффективность стабилиза тора оказывается достаточной, угол атаки самолета увеличивается до угла отрыва а„^. Рекомендуемое значение для различных типов самолетов находится в пределах 8 - 12° [5].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy