История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней

99 В свое время имела хождение теория об «исторических и неис­ торических народах». С этой точки зрения русские и татары оказа­ лись в разных лагерях; русские - среди исторических народов, та­ тары - среди неисторических. Много поклонников ныне имеет «пассионарная теория» Л.Н.Гумилева. Из нее выводится ответ, гласящий, что русские оказались тогда в зените «пассионарности?^, а татары, как и другие тюркские народы, к этому време^ш успели истратить свою пассионарность в предыдущих империях (Золотой Орде, Хазарии, Причерноморской Булгарии, поздней гу1шской империи). Подобные теории не дают удовлетворительного ответа. Возмож­ но, ответ надо искать не в «универсальных теориях^)-, а в конкрет­ ной истории конкретного народа. Со времен Волжской Булгарии у татарского народа выработался взгляд на государство как на вспо­ могательную социальную организацию, призванную обслуживать население на своей, издревле обяситой территории, защищать и обустраивать ее. На своей территории татары хорошо преуспевали в земледелии и скотоводстве, имели наиболее благоустроенные де­ ревни. Но еще охотнее они прикладывали свои руки к торговле и ремеслам. Не случайно еще Волжская Булгария была известна в мире как страна городов. Своеобразттм был их подход к вопросам международного взаимодействия. Здесь на первый план выступали не политические и не территориалыпзте мотивы, а торговля и ре­ месло. В татарском характере была страсть искать новые террито­ рии не для ее колонизации, а для торгового «одвоения». Еще одна страсть в менталитете татарского народа — несение службы. Много служилых людей дал Татарстан другим странам в зависимости от их потребностей: в Туркестан — больше в области народного обра­ зования и культуры, в Россию ~ в военной области. И эта служба высоко оценивалась принимающей стороной. Торговля, ремесло, служба больше всего нуждались в свободе и равноправии, самостоятельности и взаимопонимании. Возможно, этим определяется отставание татар в политическом объединении. К середине XVI в. в Восточной Европе было два наиболее автори­ тетных татарских государства - Казанское и Крымское. Приазов­ ское татарское государство (Большая Орда) в 1502 г. было при­ соединено к Крыму. На этом объединительный процесс среди татарских государств приостановился. В Казанском государстве реализовалась политика укрепления связей с Крымским, Сибир­ ским, Астраханским, Ногайским татарскими государствами, но го­ сударственной пантатарскои объединительной политики и идеоло­ гии здесь не было. Довольствовались существующей исламской общностью. Дела татарского мира тогда мало шггересовали Тур­ цию, которая была занята расширением своей территории и укреп­ лением своих позиций в Южной и Цетральной Европе, проведе­ нием реформ в своей стране.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy