История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней

92 Индии, в своей книге «Бабур намэ» сообщает, что Шейбани хан 0 4 8 3 - 1530) направил Казанскому хану Мухаммад Эмш1у (1487 - 1518) известного певца Гулям Шади Гуди с посланием. Вновь на уровеШ) межгосударственных отношений поднимаются связи Каза­ ни с Египтом и другими странами Востока. Эта линия межгосударствен1п>1х связей, имея большое значение, однако, не могла удовлетворить Казань в начавшуюся эпоху евро­ пейского Возрождения. Казань ищет более благоприятный выход в Западную Европу. В географическом и политическом плане такой выход можр[о было сделать через две соседние страны - Россию и Турцию. Отношения с этими странами становятся главной заботой внешней политики Казанского государства. Татарстанско-Российские отношения. В период правления Мах­ муд-хана (1445 - 1466) российско-татарстаиские отношения были мирными. Казань, как и Крым, заняв негативное отношение к Ор­ де, поддерживала Москву в ее споре с Сараем. Во время похода Ахмад-хана на Москву в 1480 г. Крым непосредственно поддержал Москву, выдвинув свои войска против союзника Сарая - Литвы, а Казань заняла позицию благожелательного по отношению к Москве нейтралитета. Мирные отношения продолжались и в первое время после прихода к власти в России Ивана 111. Однако вскоре Иван III начал проводить по отношению к Каза­ ни недружелюбную политику. Идеологическая ее подготовка нача­ лась еще раньше. В 1409 г. в Москве по инициативе митрополита Киприана был составлен Общерусский свод летописей, в котором содержится идеологическая установка; степные народы - исконные враги Руси. После смерти Киприана в Свод была добавлена по­ весть об Идегее, в которой отождествлялись прежние «враги» с но­ выми - татарами. С XV в., когда летописное дело переи1Ло в рас­ поряжение царей и летописи стали составляться специальными дьяка>ш:, антитатарская направленность государственной идеологии в них усилилась. Опираясь на эту идеологию, Иван И1 оправдывал свою антиказанскую политшсу и фактически взял ориентир на при­ соединение Татарстана к России. В русской историографии приня­ то считать, что тогда в Казани действовали две соперничавшие пар­ тии — русской ориентации и восточной (крымской) ориентации. Это не точно. В самом Казанском государстве были сосредоточены политические силы, стоявшие на позиции государственной незави­ симости, хотя могли иметь место разные подходы к реализации этой независимости. В Москве, на русской службе уже тогда был брат покойного хана Махмуда — Касим, получивший в удел район в татарской Мещере. Россия объявила этот удел самостоятельным Касимовским ханством. Получалось, что как бы существуют два татарских ханства; одно — в составе Poccim, строящее добрые от­ ношения с Москвой, другое - в Казани, враждебное Москве. Сле

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy