История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней
91 В поэме «Нури содур» Мухаммадьяр выступил страстным за щитником татарского национального государства, оправдывая даже войну за его сохранение, за свободу и справедливость. Он повест вует о временах существования идеального общества во времена пророков, излагает свое представление о справедливом обществен ном устройстве, рисует образ «праведного» правителя. Интересны сформулированные им качества, которыми правитель должен обла дать; справедливость, милосердие, щедрость, скромность, терпели вость, верность, правдивость, воздержа1П^ость от многословия, спо собность прощать и храбрость. В поэме «Тохфаи мэрдан» Мухаммадьяр больше рассуждает о проблемах этики и нравственности на уровнях отдельного человека, семьи и общества. Он соединяет божественные добродетели с чисто человеческими добродетелями и выступает как великий гуманист. Мухаммадьяр воспевает земные человеческие достоинства - красо ту, ум, изящество, правдивость, скромность, и бичует земные по роки - надменность, лицемерие, хвастовство, спесивость. Произведения Махмуда Мухаммадьяра - образцы сложившегося в XV - XVI вв. татарского (старотатарского) язьпса, наиболее ярко выражают начальный этап татарской национальной литературы. В них мы чувствуем отражение художествеипо-эстет11ческих традиций литературы Волжской Булгарии, оставшихся от гениального Кул Гали, и булгаро-сарайского периода, идущих от Кутба, Сайфа Са раи и других. Рядом с ним творили татарские поэты и писатели Эммикамал, Мухаммад Эмин, Гарифбек и др. По дошедишм до нас спискам ру кописных книг мы видим, что на высоком уровне было орхгамен- тальиое и гсаллиграфическое оформление книг, искусство миги-щтюры. Иаучио-философская мысль тогда была представлена в основ ном, в поэзии, в художественной литературе. Развито было ислам ское богословие. Сохранились и исторические труды, посвяп1,еи1[ые главным образом истории своей страны, народа. В 1551 г., в де ревне Та[н билге Спасского уезда, написал свою книгу «Таварихи Булгария» (История Булгара) Хнсамуддни бин Шарафуддип. Особенности внешней политики. С обретением независимости ме няется международное положение Казанского государства. Преды дущие двести лет мир знал Волжскую Булгарию как страну, вхо дящую в государство Золотая Орда. Теперь началась полоса международного признания независимого Казанского татарского государства. Восстанавливается собственная внешняя политика, на целенная на расширение и укрепление впешненолитхгческих связей Казани. Обновляются давние Казаиско-Бухарские отношения. По сле распада государства Тимуридов, к власти в Узбекистане при шли Шейбаниды (1500 - 1598). Бывший правитель Ферганы Ба- бур, ставший основателем династии Великих Моголов в Северной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy