История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней

90 мечетей на Кремлевской возвышенности: ханской мечети, мечети Нурали, мечети Кул Шарифа,... Марджани приводит предание, согласно которому у «Таджикского оврага» находилась главная ме­ четь с 8 минаретами. Ученые сч11тают, что некоторое представление об этих исчезнзпвших зданиях можно получить по сохранившимся в Булгаре, Касимове, Елабуге архитектурным памятникам. Чертово городище близ Елабзпга представляет массивную каменную цилинд­ рическую башню. Башня Сююмбике, так же, как Черная палата в Булгаре, имеет внизу форму четырехугольника, который затем пе­ реходит в восьмиугольник. Аналогом царской усыпальницы, о ко­ торой пишет Курбский, может быть усыпальница Шахгали при ханском дворце в Касимово, построенная в середине XVI в. Лучшие здания в Казани были построены из камня и украшены лепным орнаментом и арабесками, вырезанными из камня. Казань имела богатую деревшшую архитектуру. Национальными чертами отличались деревянные мечети с минаретами, богатые деревянные хоромы в два этажа с декоративным убранством и яркой много­ цветной окраской. Национальная культура располагала значительной светской ин- теллш^енцией, среди которой выделялись поэты и писатели, деяте­ ли науки - историки, юристы, врачеватели. Одним из 1гих был по­ эт и мыслитель Махмуд Мухаммадьяр. В 1997 г. широко и торжественно отмечалось 500-летие со дня его рождения. Прези­ дент РТ М.Ш.Шаймиев назвал Махмуда Мухаммадьяра одним из «универсальных гигантов культур». Его жизнь и творчество до­ вольно основательно изучено татарскими литературоведами. По этим исследованиям Мухаммадьяр предстает перед нами как одаш из представителей могучей плеяды европейского и восточного Воз­ рождения. Родился Мухаммадьяр в 1497 г. в семье исламского бо­ гослова. Хорошо владел арабским и персидским языками, изучал восточную философию, знал русский язык, был знаком с русской общественно-философской мыслью. В 1549 г. царица Сююмбике нагфавляет его в Москву в качестве переводчтса Казанского по- со.№ства. Посольство это было арестовано Иваном Грозным. Даль­ нейшая судьба Мухаммадьяра неизвестна. Из творческого наследия Махмуда Мухаммадьяра нам наиболее известны две его замечательные поэмы: «Тохфаи мэрдаи>> (Посвящение джигитам), написанная в Казани в 1540 г., и «Нури содур» (Свет сердец), законченная 15 мая 1541 г. Первая из них была обнаружена русским тюркологом И.Н.Березиным в фондах Азиатского музея в Санкт-Петербурге в 1846 г. среди «турецко- •^тарсгах рукописей». Вторую открыл татарский писатель-ученый Наки Исэнбет в 1940 г. Обе поэмы написаны в период, когда очень остро стоял вопрос о coxpaneifflH татарского национального госу­ дарства от посягательства со стороны поднимающегося русского государства. •'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy